Вопрос - ответ


Задать вопрос

*Фамилия, имя, город:

*E-mail:

*Вопрос:

Всего записей | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 >>

04.12.2017 18:14:23 Дружинина Татьяна г. Йошкар-Ола
Здравствуйте! Мой папа умер 28 ноября, 40 дней выпадает на 6 января, Рождественский сочельник, канун Рождества. Подскажите мне, как провести обряд правильно?

04.12.2017 18:14:23

Здравствуйте! По православной традиции Вы можете помолится на панихиде в храме, освятить коливо и устроить поминальную трапезу дома. Сочельник - день строгого поста, поэтому это накладывает ограничения на пищу.

Священник Алекский Михайлов.

27.11.2017 13:54:42 Йошкар-Ола
День добрый. Можно ли православным христианам ходить в театр? Наш театр оперы и балета им.Э.Сапаев поставила рок-опера “Иисус Христос-супер звезда”? Как можно это расценивать?

27.11.2017 13:54:42 Пресс-служба епархии

Древняя Церковь предосудительно относилась к античному театру. В те времена театр был одним из элементов языческой культуры. К тому же, на его сцене разыгрывали пьессы не вполне пристойного характера. В наши дни театр во многом избавлен от таких вещей, а потому категорического запрета на посещение театра не существует. Но если театральные постановки вводят Вас в соблазн, посещать их не стоит. Следует помнить и то, что Россия - светское государство. Церковь может предлагать обществу альтернативу развития, но не цензурировать репертуар театров.

21.11.2017 11:08:55 Ирина
Добрый день! Подскажите пожалуйста, сорокоуст заказывается на 40 служб а требы которые заказываются на пол года и на год, это тоже самое или я путаю и есть ли разница, слышала такое мнение что лучше заказывать на 40 служб?

21.11.2017 11:08:55

Это лучше уточнить в том храме, где Вы собираетесь заказывать требы, потому что есть поминовения, которые совершаются на проскомидии, с выниманием частиц из просфор, а есть поминовения, когда клирики читают записки во время богослужений. Литургическое поминовение считается более значимым. Практика не везде одинакова.

Священник Алексий Михайлов.

16.11.2017 18:35:30 Ирина
Добрый вечер. Разъясните пожалуйста, в одной передаче священник сказал что если человек пьяница, то у него уже прописка в ад. Этот человек умер, я на каждую литургию и на дни поминовения заказываю обедню и в домашней молитве поминаю его. Это может хоть сколько нибудь облегчить его участь? Спасибо.

16.11.2017 18:35:30

За покойных мы молимся в надежде, потому что не можем видеть по-смертной участи преждеушедших. То, что Господь принимает молитву-ходатайство одних за других – это факт. Возможно ли облегчение участи? Да, возможно.

Иоанн Златоуст учит: «Итак, будем оплакивать не просто умерших, но умерших во грехах. Они-то достойны плача, рыдания и слез. Какая, скажи мне, надежда отойти во грехах туда, где уже нельзя сложить с себя грехов? Доколь они были здесь, то очень можно было ожидать, что они переменятся, что будут лучше; а когда пошли во ад, то там нельзя получить пользы от по-каяния: «В тесноте, – сказано, – ада кто будет призывать Тебя» (Пс. 6:6) Как же они недостойны слез? Будем плакать о тех, которые так умирают, я не препятствую; будем плакать, но без нарушения благопристойности, как-то: не будем рвать (на себе) волос, обнажать рук, терзать лице, надевать черные одежды, а только в душе будем тихо проливать горькие слезы. <…>

Итак, будем оплакивать их, будем помогать им по силам, придумаем для них какое-либо пособие, хотя небольшое, однако ж могущее помочь. Как и каким образом? Сами молясь, и других убеждая молиться за них, всегда по-давая за них бедным. Это доставит некоторое облегчение. В самом деле, по-слушай, что говорит Бог: «И защищу город сей ради Себя и ради Давида, ра-ба Моего» (4 Цар. 20:6). Если память только праведника была столько силь-на, то как не сильны будут дела, творимые за усопшего? Не напрасно устано-вили апостолы, чтобы при совершении страшных тайн поминать усопших: они знали, что от этого много им выгоды, много пользы. Когда весь народ и священный лик стоит с воздеянием рук, и когда предлежит страшная жертва, то как не умолим Бога, прося за них? Но это (говорим) о тех, которые сконча-лись в вере; а оглашенные не удостаиваются этого утешения, но лишены вся-кой такой помощи, кроме одной. Какой же именно? За них можно подавать бедным; это доставляет им некоторую отраду, потому что Богу угодно, чтобы мы помогали друг другу. Иначе для чего бы Он повелел молиться о мире и благосостоянии мира? Для чего бы – о всех людях? Хотя здесь между всеми есть и разбойники, и гробокопатели, и воры, и исполненные бесчисленных пороков, однако ж мы молимся за всех: быть может это послужит сколько-нибудь к их обращению. Потому как мы молимся за живых, которые ни-сколько не отличаются от мертвых, так можно молиться и за умерших». (Святитель Иоанн Златоуст, «Беседы на послание к Филиппийцам», Бесе-да III, 4).

«Поистине достойны слез (грешники); когда они предстанут пред престо-лом Христовым, какие они услышат слова, какие потерпят мучения! <…> Скажи мне: если бы какой-либо наемник потрудился напрасно двадцать лет, то не стал ли бы он плакать и рыдать и считать себя несчастнее всех? А этот всю жизнь трудился напрасно, и ни одного дня не жил для себя, но для удо-вольствий, для роскоши, для любостяжания, для греха, для диавола. О нем ли не будем плакать, скажи мне? Его ли не постараемся похитить от опасно-стей? Есть, подлинно есть возможность облегчить его наказание, если поже-лаем. Так, если будем совершать за него частые молитвы; если будем пода-вать милостыню, – то, хотя он сам был и недостоин, Бог услышит нас». (Святитель Иоанн Златоуст, «Беседы на на Деяния Апостольские», Беседа ХХI, 4).

Блаженный Августин говорит: «если приносятся жертвы алтаря или какие-либо милостыни за всех крещенных усопших, то за вполне добрых они слу-жат выражением благодарения, за не совсем худых — умилостивлением, за совершенно худых, хотя нисколько не помогают усопшим, — некоторым утешением живым. Тем же, кому они приносят пользу, они способствуют или полному помилованию, или более снисходительному осуждению». (Бл. Ав-густин. О Вере, надежде и любви, 110).

И вот, навскидку, еще один пример из жития преподобного Макария Еги-петского: «Однажды преподобный Макарий шел по пустыне и, увидев ле-жавший на земле череп, спросил его: "Кто ты такой?" Череп отвечал: "Я был главным языческим жрецом. Когда ты, авва, молишься о находящихся в аде, мы получаем некоторое облегчение". Преподобный спросил: "Каковы эти мучения?" "Мы находимся в великом огне, – отвечал череп, – и не видим друг друга. Когда же ты молишься, мы начинаем немного видеть друг друга, и это служит нам некоторым утешением". Услышав такие слова, преподоб-ный прослезился...».

Священник Алексий Михайлов.

15.11.2017 17:24:41 сергеев николай йошкар-ола
Принято ли на кладбище поминать усопших спиртным? спасибо.

15.11.2017 17:24:41

Слова «поминки», «поминание», «поминовение» в православной традиции предполагают молитву за усопшего. «Помнить», «вспоминать» усопшего – здесь, собственно, акцент не на еде должен быть. Хорошо когда родственники собираются за общим столом и общаются, молятся. Но когда люди пьют спиртное, то добра от этого ждать не приходится. Церковь смотрит на это отрицательно. Пьяный человек – не молитвенник. Пьяный может устроить какое-либо непотребство, поскольку «вино веселит сердце человека».

Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» (или перед его фотокарточкой) является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Вообще, изначальный смысл поминальной трапезы в христианском понимании – это вид милостыни, которую семья покойного оказывает бедным, нуждающимся, чтобы те в свою очередь с благодарением молились за усопшего. А мы сегодня часто превращаем это в банкет.

Да, и в этом смысле, – какая милость – в поднесении собравшимся спиртного? Не секрет, что у нас любителей спиртного хватает, но это уже не к духовной жизни имеет отношение, а к порокам.

Обычай собираться для трапезы на кладбище – отголосок языческой тризны, которая состояла из песен, плясок, пиршества и военных состязаний в честь покойного; совершалась она рядом с местом погребения, перед его сожжением. Известно, что святая равноапостольная княгиня Ольга, когда стала христианкой, перестала соблюдать языческие обычаи. Как сказано в «Повести веременных лет»: «заповедала Ольга не творить над собою тризны, так так имела священника, который и похоронил блаженую Ольгу».

Подводя итог, скажу так: трезвая душа лучше затуманенной спиртным.

Священник Алексий Михайлов.

12.11.2017 16:41:31 Николаева Надежда Ивановна
Здравствуйте!
Помогите мне пожалуйста, сегодня в церкви услышала разговор двух людей. Немного стала смущаться. Один из них другому говорит, Бог один, много разных путей к Господу и через каждую религию фактически можно прийти к Богу. Вопрос : действительно ли Бог христиан, мусульман, буддистов, кришнаитов и других религий - это один и тот же Бог или нет?

12.11.2017 16:41:31

Здравствуйте! Если бы Вы читали хотя бы книги Нового Завета, то и сами могли бы ответить на этот вопрос. Нет, разница в перечисленных вероучениях настолько велика, что вести к одной и той же цели они не могут.

В послании апостола Павла к Эфесянам, в 4-й главе, где он учит жизни в Церкви, встречается такая фраза «один Господь, одна вера, одно крещение». Да Бог, Творец мира Един, Он печется о всех людях на земле, но это не значит, что Церковь Христа – это любое сообщество с любой верой. Одна вера. Одно крещение. У буддистов, например, нет Бога- Творца мира. Как может буддист прийти в своей вере к Троице? Если иноверец открыт и ищет религиозную истину, то найдя в своей жизни Христа и приняв, должен будет оставить свою прежнюю веру.

Апостол Петр, обращаясь к единоплеменникам, сказал в своей речи такие примечательные слова: «...нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). Ни Будда, ни Кришна, ни Мухаммед не спасут душу от смерти.

Апостол Павел говорит: «Бог превознес Его (Христа) и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык (т.е. народ) исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Филип. 2:9-11).

Сам Христос говорит о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). «Истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (Ин. 10:7-9).

Священник Алексий Михайлов

11.11.2017 18:01:22 Филимонова Ангелина
Если круг общения составляют в основном светские люди, далекие от Церкви, нужно ли им рассказывать, что каждое воскресенье ходишь в храм? Пару раз ответила на вопрос знакомых о том, как провела выходные, что была в церкви – они хмыкнули в ответ. Нужно ли посвящать нецерковных знакомых в религиозный аспект моей жизни? Следует ли мне свидетельствовать о своей вере? Не будет ли молчание предательством перед Богом?

11.11.2017 18:01:22

Если люди проявляют искренний интерес к христианской вере, задают вопросы, то на этот интерес надо отвечать. Как учит апостол Петр: «будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15). Не важно, кто был инициатором встречи, – они или Вы. Иногда миссионерская инициатива мирянина нужна и полезна для Церкви: когда Вы знаете как и о чем заинтересовать людей вопросами веры.

Если собеседники не расположены Вас слушать и скептически относятся к Вашему стремлению донести до них истины веры, то после нескольких попыток следует оставить эту тему, поскольку бесполезно говорить о том, чего человек не способен вместить.

Если люди цинично или по хамски себя ведут, когда слышат о вере и Церкви, то спорить с такими бесполезно. Как говорится в Евангелии: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7:6). Можно устыдить или обличить таких, но доказывать им что-либо нет смысла. Помолиться за них своими словами – имеет смысл.

Есть хорошее выражение: «Истина не доказуется, а показуется», т.е. там, где беседы не помогают надо проповедовать христианство образом жизни, добрыми делами.

Священник Алексий Михайлов

11.11.2017 17:59:04 Ершов Николай
Здравствуйте!
Может ли считаться православным верующий, если он не знает разницы между православием, католицизмом, протестантизмом, мусульманством и плохо ориентируется в Библии?

11.11.2017 17:59:04

Здравствуйте! Да, может считаться. Если человек научен основам веры и живёт как православный, то может спастись, ничего не зная о сравнительном богословии. Для простых в вере людей важно советоваться с пастырями Церкви и слушаться их, чтобы не впасть в ереси и не соблазиться чуждыми вероучениями.

Знать досконально различия вероучений и разбираться в них – удел образованных людей. Даже в духовных академиях была специализация – одни изучали ислам, другие – старообрядчество, третьи – буддизм и т.д., потому что всё до тонкостей постигнуть очень тяжело. А вести полемику – тем более.

Если человек плохо ориентируется в Библии, то это, конечно, большой недостаток для веры. Читать Св. Писание и поучаться их него необходимо, важно и полезно. Но, в отличие от протестантов, нельзя впадать в крайность начётничества: дело не в том, сколько раз ты прочитал Библию «вдоль» и «поперёк» и насколько свободно можешь её цитировать, а – насколько ты научился исполнять заповеди Божии своей жизнью. Одно дело знать умственно, другое – знать на опыте. Второе – дороже первого. Вспомните 25-ю главу евангелия от Матфея о Страшном суде: там ни слова не сказано о внешних вещах (это средства), но оправдание и осуждение души человека будет по критерию наличия/отсутствия у человека подлинной любви к Богу и ближним (что и является целью духовной жизни).

Нам, в XXI веке грех не читать и не изучать Библию, потому что, в отличие от наших предков, мы имеем для этого все условия. Апостол Павел писал своему ученику Тимофею: «ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим. 3:15-17). Поэтому, учиться, в свою меру, надо каждому христианину.

Священник Алексий Михайлов

Всего записей | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 >>