Филипов пост - предвестник Рождества. 3645
28 ноября начинается Рождественский пост. Он предваряет собою праздник Рождества Христова и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, что бы ко дню Рождества Христова мы очистили себя покаянием, молитвою и постом и чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия.
Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, не столь строги как, например, в пост Великий. Во время поста запрещены мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. В субботние и воскресные дни, а так же в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) разрешается рыба, растительное масло и вино. Со 2-го по 6-е января пост усиливается, в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется.
Конечно же, по возможности мы должны соблюдать пост, но, как говорит святой Исаак Сирин, существует мера поста. Церковные установления должны соответствовать мере конкретного человека в зависимости от его возраста, здоровья.
Преподобный Исаак говорит так же, что чрезмерный пост более вреден, чем несоблюдение поста вообще. Почему? Пост как духовное явление всегда обнажает наше восприятие добра и зла, а в течение поста естественно возникают особенные искушения. Те, кто начинает поститься безмерно и строго, вскоре или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны, — злятся на всех и на все.
Пост внешний возбуждает в нас тщеславие, в котором все грехи, вместе взятые: раздражение, злоба может особенно ярко вспыхнуть во время поста. А всевозношение над другими людьми! То есть одно только внешнее соблюдение поста не приближает нас к Богу, а, наоборот, удаляет от него.
Церковь напоминает нам: когда мы совершаем телесное воздержание, наше тело, плотяная завеса, отделяющая нас от невидимого мира, как бы утончается, и мы делаемся более восприимчивыми к духовному миру.
Задумаемся с вами об этом. Из года в год мы привыкли соблюдать пост слишком внешне, слишком формально, часто сводя его к соблюдению диеты, не прибавляя молитвы и не углубляясь в осознание своего пути ко Христу, в осознание той тайны, которая открывается нам в это время. К каждому из нас на самом деле приближается Христос. Должны приближаться ко Христу и мы: и не только чтением Священного Писания, Псалтири и молитв, более частым посещением храма, но и приобщением к самому главному, что есть во Христе, - Его любви. Его причастности к страданию и судьбе каждого живого человека, чтобы тайна Христова Воплощения становилась в течение поста нашим живым знанием.
Людмила Протасова.