Филипов пост - предвестник Рождества. 3645

28 ноября 2007г.

15,16 Kb28 ноября начинается Рождественский пост. Он предваряет собою праздник Рождества Христова и называется также Филипповым  постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола   Филиппа. Рождественский пост установлен для того, что бы ко дню Рождества Христова мы очистили себя покаянием, молитвою и постом и чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия.

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, не  столь  строги как, например, в пост Великий. Во время поста запрещены мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. В субботние и воскресные дни, а так же в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) разрешается рыба, растительное масло и вино. Со 2-го по 6-е  января  пост усиливается,  в эти дни даже в субботу и воскресенье  рыба не благословляется.       

Конечно же, по возможности  мы должны  соблюдать пост, но, как говорит святой Исаак  Сирин, существует мера поста. Церковные   установления должны соответствовать мере конкретного человека в зависимости от его возраста, здоровья.

Преподобный Исаак говорит так же, что чрезмерный пост более вреден, чем  несоблюдение поста вообще. Почему? Пост как духовное явление всегда обнажает наше восприятие добра и  зла, а в течение поста  естественно возникают особенные искушения. Те, кто начинает поститься безмерно и строго, вскоре или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны, — злятся на всех и на все.

Пост  внешний возбуждает в нас тщеславие, в   котором все грехи, вместе взятые: раздражение, злоба может особенно ярко  вспыхнуть во время поста.  А всевозношение над другими людьми! То есть одно только внешнее соблюдение поста не приближает нас к Богу, а, наоборот, удаляет от него.

Церковь напоминает нам: когда мы совершаем телесное воздержание, наше тело, плотяная завеса, отделяющая нас от невидимого мира, как бы утончается, и мы делаемся более восприимчивыми  к духовному миру.

Задумаемся с вами об этом. Из года в год мы привыкли соблюдать пост слишком внешне, слишком формально, часто сводя его к соблюдению диеты, не прибавляя молитвы и не углубляясь в осознание своего пути ко Христу, в осознание той тайны, которая открывается нам в это время. К   каждому из нас на самом деле приближается Христос. Должны приближаться ко Христу и мы: и не только чтением Священного Писания, Псалтири и молитв, более  частым посещением храма, но и приобщением к самому главному, что есть во Христе, - Его любви. Его  причастности к страданию и судьбе каждого живого человека, чтобы тайна Христова Воплощения становилась в течение поста нашим живым знанием.

Людмила Протасова.