Публикации

Православие в Йошкар-Оле в советский период 110

30 сентября 2024г.
Автор: Юрий Ерошкин, «Мироносицкий вестник» №9 2024 г.

Продолжаем знакомить читателей с церковной жизнью в Йошкар-Оле в послереволюционные годы. Исторический обзор подготовлен к 440-летию основания города.

1930-е годы

Конец 1920-х – начало 1930-х годов отмечены новым всплеском репрессивной политики в отношении Церкви. На XIV Всероссийском съезде советов, состоявшемся в мае 1929 года, церковнослужители были объявлены классовыми врагами. Еще до этого, в апреле, постановлением Совнаркома общины верующих лишались возможности заниматься производственной деятельностью, духовенство устранялось от участия в хозяйственных и финансовых делах прихода, запрещались любые формы проповеди веры вне богослужебных помещений, благотворительная деятельность религиозных общин, усилился контроль за сохранностью национализированных молитвенных зданий и богослужебных предметов. Так, органы власти могли расторгать договор с общиной верующих или прерывать на время совершение богослужений, если здания «в силу своей ветхости» угрожали обвалом, или если была угроза «распространения массовых эпидемических заболеваний». Советская власть противодействовала любым попыткам воцерковления детей, обучать которых религии могли только родители.

Одной из распространенных форм борьбы с религией, как и прежде, стало в те годы закрытие храмов, которые в городах упразднялись чаще всего вследствие «недостатка зданий» для школ и культурно-просветительских учреждений. 8 января 1930 года Марийский облисполком принял постановление о закрытии Входо-Иерусалимского храма, в итоге церковь была разрушена, кирпич пошел на гражданское  строительство. 21 апреля 1932 года было принято постановление о закрытии Троицкого обновленческого храма, здание передали Марийскому центральному краеведческому музею, а церковное имущество частично пополнило музейные фонды, частично перешло в другие храмы. 17 июня 1935 года обновленцы захватили Вознесенский храм, а 9 декабря 1937-го церковь закрыли. Единственным православным храмом в Йошкар-Оле и пригороде с 1935 года оставалась церковь Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка.

Другой формой борьбы с религией стала дискредитация духовенства. Следственные органы пытались представить священнослужителей как идейных вдохновителей антиколхозного движения, обвиняли их в противодействии хозяйственным кампаниям, организации «кулацких группировок». В 1929-1933 годах в Йошкар-Оле были репрессированы два священника, диакон, четверо монашествующих, среди которых игумен и иеромонах, четверо мирян. Следственные действия носили формальный характер, решение по делам выносили внесудебные органы – особые тройки ОГПУ. Обвинения при этом являлись надуманными – духовенство не проводило антисоветскую работу, призывая в проповедях лишь не отказываться от Бога и Церкви, заботиться о спасении души, оставаться терпеливыми.

1 августа 1929 года на заседании Временного Патриаршего Священного Синода во главе с заместителем Патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) было приято постановление, согласно которому приходы Марийской автономной области вошли в состав Нижегородской епархии, и на основе Краснококшайского православного церковного управления староцерковников было образовано Марийское викариатство Нижегородской епархии. Первым правящим архиереем его в сентябре того же года был назначен епископ Арсений (Денисов), а через два месяца его сменил епископ Иоанн (Широков). В условиях закрытия большинства городских храмов, репрессий в отношении духовенства, монашествующих и мирян, архипастырь управлял вверенными ему приходами, принимал покаяние у отпавших в обновленчество. Кафедральным храмом в период епископства владыки Иоанна была Вознесенская церковь города Йошкар-Олы.

29 сентября 1931 года епископом Марийским, викарием Нижегородской епархии был назначен Авраамий (Чурилин). А 20 марта 1934 года на заседании Временного Патриаршего Синода было решено считать Марийскую епархию самостоятельной в статусе епископии, входившей в состав Горьковской митрополии.

Владыка Авраамий проживал неподалеку от Вознесенского храма Йошкар-Олы, остававшегося кафедральным. Под его началом находилось около девяноста приходов, архипастырь стремился сохранить возможность совершать в храмах богослужения, вести приходскую жизнь, пользовался у верующих уважением и любовью, многие почитали его как праведника. В мае 1935 года епископ Авраамий был арестован, приговорен к трем годам ссылки, которую отбывал в Архангельске, где впоследствии 13 января 1938 года был расстрелян. Вместе с владыкой в Йошкар-Оле был арестован и настоятель Вознесенского храма протоиерей Петр Маргаритов, также приговоренный к трем годам ссылки в Северный край, где был арестован и расстрелян 26 декабря 1937 года.

В мае 1935-го епископом Марийским был назначен Сергий (Куминский), занимавший данную должность около месяца. 9 июня на марийскую кафедру был поставлен епископ Варлаам (Козуля), совершавший богослужения в церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка, ставшей кафедральной вследствие захвата Вознесенского храма обновленцами. В июне 1936 года под омофором епископа Марийского находились 92 прихода, на которых служили 99 штатных священников, 18 диаконов, 15 псаломщиков. Кроме того, 9 священников, 3 диакона и 2 псаломщика находились за штатом. Прихожане церквей Марийского края пытались спасти храмы от закрытия и разграбления, духовенство окормляло паству, зачастую не покидая ее и после упразднения церквей.

В марте 1937 года епископом Марийским был назначен Леонид (Антощенко). Владыка поселился в Йошкар-Оле по адресу Зарубинская 4 (ныне – ул. Комсомольская), а с 1 октября перебрался в село Семеновка. Служил епископ Леонид в семеновской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, управлял вверенными ему приходами, совершал рукоположения во священный сан, призывал верующих не ходить в обновленческие храмы. По воспоминаниям очевидцев, владыка был вежлив, скромен, аккуратен, нетороплив, люди подходили к нему за советом и утешением, он встречал всех приветливой улыбкой, благословлял.

С приездом епископа Леонида в МАССР религиозная жизнь населения республики активизировалась, что вызвало недовольство властей. 21 декабря 1937 года Владыка был арестован, 29 декабря тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Приговор привели в исполнение 7 января 1938 года, в день празднования Рождества Христова. Вместе со своим архипастырем были арестованы протоиерей церкви села Семеновка Леонид Львов и староста храма Алексий Иванович Шалаев, скончавшиеся впоследствии в заключении.

Но преследования за веру в СССР все же не привели к массовому отходу людей от Церкви – по данным Всесоюзной переписи населения, прошедшей 6 января 1937 года, две трети сельского и треть городского населения продолжали считать себя верующими. И так как целью советского государства по-прежнему была ликвидация религиозной жизни, с середины 1937 года началась новая, более жестокая, волна репрессий.  В Йощкар-Оле до конца 1930-х были арестованы за веру два епископа, два священника, шестнадцать монашествующих, четверо мирян. Гонениям подвергались как духовенство и верующие, находившиеся под омофором митрополита Сергия (Страгородского), так и непоминающие.

В 1935-1937 годах в Йошкар-Оле отбывал ссылку епископ Нарвский Сергий (Дружинин), ныне священномученик, который окормлял непоминающих ряда марийских приходов. 7 сентября 1937 года владыка был арестован за «организацию и руководство контрреволюционной группой», 11 сентября приговорен к расстрелу. Помимо епископа Сергия по делу проходили 18 человек: ссыльного иеромонаха Харитона (Пойдо), монахиню Антонину (Шахматову), послушницу Анастасию Задворных и мирянку Евдокию Стародубцеву расстреляли, 13 бывших насельниц Царевококшайского Богородице-Сергиевского женского монастыря приговорили к 10 годам лагерей, мирянку Марию Булыгину – к 8 годам заключения. Расстрельный приговор был приведен в исполнение 17 сентября, точное место погребения священномученика Сергия (Дружинина) и убиенных вместе с ним в настоящее время неизвестно.

Несмотря на закрытие церквей и репрессии против верующих, священнослужители в Йошкар-Оле продолжали совершать воскресные и праздничные службы у себя дома или в домах прихожан, крестили детей, отпевали усопших. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка была закрыта в 1940 году. Власти были намерены полностью задушить религиозную жизнь в стране, но планам новой антицерковной кампании помешала война.

 

1941-1945 годы

Начало Великой Отечественной войны стало для СССР весьма тяжелым, в этих условиях руководители страны стремились добиться поддержки всего народа, для чего пересмотрели и религиозную политику. Этому способствовало и то, что патриотическая позиция верующих выявилась сразу – 22 июня 1941 года митрополит Сергий (Страгородский) обратился к пастве с посланием, в котором благословил православных на защиту священных границ нашей Родины и выразил уверенность, что русский народ, с Божией помощью, развеет вражескую силу. Послание владыки Сергия распространялось и в Марийском крае.

Но позиция верующих по отношению к войне и участии в ней не была единодушной, ибо многие из непоминающих считали для себя невозможным помогать безбожной власти как в ходе боевых действий, так и на трудовом фронте. Часть военнообязанных скрывалась в лесах, где организовывались тайные церкви и даже монастыри. Упоминаний о таковых на территории Марийского края не выявлено, но уроженцы земли марийской уходили в тайные поселения на территории Кировской, Нижегородской областей, Чувашской АССР. Опасаясь так называемой «пятой колонны», власти подвергали репрессиям вполне лояльных верующих, особенно в первые месяцы войны. Среди таковых, например, был студент Поволжского лесотехнического института Иоанн Васильев, арестованный по ложному обвинению в уклонении от военной службы летом 1941 года и скончавшийся в 1943-м в заключении. 7 декабря 1941 года в Йошкар-Оле был арестован священник Димитрий Любимов, работавший перед этим в качестве охранника овощесовхоза Марторга. Батюшка ложно обвинялся в уклонении от уплаты налогов, антисоветской агитации, распространении слухов о скорой гибели советской власти. 26 мая 1942 года судебная коллегия Верховного Суда МАССР приговорила отца Димитрия к десяти годам лишения свободы. Впоследствии он вернулся из заключения, служил в Яранске, где и скончался 2 января 1969 года.

С началом войны религиозная активность населения республики значительно возросла. Верующие, желая помолиться за ушедших на фронт родственников, добивались открытия храмов, религиозная жизнь не прекращалась и при отсутствии действующих церквей. Обширную паству имел служивший до войны в храме села Семеновка протоиерей Иоанн Демидов, проживавший в Йошкар-Оле и окормлявший верующих на территории столицы республики, Медведевского и Звениговского районов. В 1940-1943 годах в деревне Богдановка-Туруново неподалеку от Йошкар-Олы проживал священник закрытой к тому времени церкви села Пуялки Григорий Ивановский, двоюродный брат священномученика Анатолия Ивановского, расстрелянного за веру в 1918-м. В доме, где жил батюшка, действовала домашняя церковь, где он совершал богослужения. Для исполнения треб, исповеди, крещения, причащения верующих, отпевания усопших отец Григорий ходил в город, по окружающим селам и деревням, был почитаем местным населением, труды его считали подвижническими. Скончался иерей Григорий Ивановский 12 мая 1943 года.

Не прекращалось в военное время и служение непоминающих. Бывший настоятель Мироносицкого мужского монастыря игумен Сергий (Мытиков) проживал в Йошкар-Оле в собственном доме, а в находившейся рядом бане была устроена домашняя церковь, где батюшка совершал богослужения, принимал и исповедовал верующих. Священник Александр Тумбасов, проживавший в деревне Туруново, совершал богослужения и требы на территории Медведевского района, а также некоторых районов Кировской области. Как правило, службы проходили в частных домах по приглашению верующих. Официально отец Александр работал бухгалтером на Куярском лесоучастке, затем в ОРСе Медведевского лесхоза, дважды был направляем на трудовой фронт: в 1941-42 гг. трудился на укреплении оборонительных линий в Калининской и Ярославской областях, в 1944-м – в Саратовской области, откуда был освобожден медкомиссией по болезни.

По мере сил трудились в военное время и другие проживавшие в Йошкар-Оле священнослужители. Так, священник церкви Казанской иконы Божией Матери села Сухоречье Новоторъяльского района Никанор Казаринов в 1940-1944 годах работал в Марлеспромхозе – сначала в должности охранника, а затем завхоза. Диакон Олег Черных, до войны служивший в Свято-Успенском соборе города Ростова Великого, в 1942-1943 годах трудился в качестве бухгалтера в школах Йошкар-Олы, гороно, Марпромкассе. С 24 октября 1943-го по 24 января 1944-го диакон Олег находился в действующей армии, после чего занимал должности инспектора семей военнослужащих Марпромкассы, инспектора охраны труда и техники безопасности, старшего ревизора Марпромсоюза. В 1947 году диакон Олег вернулся к церковному служению, в 1948-м был рукоположен во священника.

Хлопоты верующих Йошкар-Олы об открытии в городе храма начались летом 1941 года, когда было направлено прошение в Президиум Верховного Совета МАССР. Оно не было удовлетворено, возвращение церковных зданий в республике началось лишь после встречи Сталина со священноначалием Русской Православной Церкви, состоявшейся 4 сентября 1943 года. 14 сентября того же года при Совнаркоме СССР был создан Совет по делам Русской Православной Церкви, в дальнейшем в каждой союзной и автономной республике и области были поставлены уполномоченные совета, которые должны были следить за религиозной жизнью на местах. Без согласия с ними не мог быть решен ни один вопрос церковной жизни, без регистрации и справки уполномоченного ни один священник или диакон не мог служить. Уполномоченные также рассматривали ходатайства об открытии храмов от общин верующих числом не менее 20 человек. Далее эти документы направлялись в Совет по делам РПЦ, в случае одобрения храмовое здание передавалось верующим по договору в бесплатное и бессрочное пользование. Налаживанию церковной жизни способствовало и то, что в июне 1944 года власти разрешили передавать православным общинам из музейных хранилищ иконы и предметы церковной утвари, не имеющие «исторической и художественной ценности», что было весьма кстати, так как интерьеры многих храмов были практически полностью утрачены.

Повторное заявление об открытии Воскресенского собора в Йошкар-Оле верующие подали в марте 1944 года и вновь получили отказ, так как здание храма в тот момент занимала воинская часть. На новое прошение, поданное в июле того же года, республиканское правительство ответило положительно, обратившись в Совет по делам Русской Православной Церкви с предложением утвердить данное решение. Одновременно, в апреле 44-го, Совнарком МАССР рассмотрел заявление об открытии церкви в Семеновке и признал таковое возможным и целесообразным. В итоге, 4 августа было разрешено открыть храмы в Йошкар-Оле и Семеновке – данные приходы находились под омофором епископа Зиновия (Красовского), управлявшего Горьковской епархией и приходами Чувашской и Марийской АССР.

Воскресенский собор в Йошкар-Оле восстанавливался на средства прихожан. Из закрытой в 1932 году Спасской церкви села Цибикнур сюда были перенесены жертвенники, двухъярусный иконостас. Перевозка икон проходила в сентябре 1944-го и превратилась в своеобразный крестный ход, в ходе которого на восстановление соборного храма собрали 17 тысяч рублей. Из республиканского музея были взяты антиминсы, Евангелия, кресты, священные сосуды, облачения, некоторые иконы и церковную утварь передали прихожане. Официально богослужения в Воскресенском соборе возобновились в декабре 1944 года. В обычные воскресные дни на службах присутствовало от 500 до 1000 человек. На Пасху, на Страстной и Пасхальной седмицах, в Радоницу, Рождество, Богоявление, Благовещение, Вознесение, Троицу, Покров, дни празднования памяти святителя Николая Чудотворца прихожан собиралось больше. Среди первых священнослужителей возрожденного храма были протоиерей Иоанн Демидов, священник Никанор Казаринов, впоследствии также протоиерей, получивший официальную регистрацию в январе 1945-го.

В условиях войны Церковь, исполняя свое социальное служение, активно занималась благотворительностью. Два действующих храма в Йошкар-Оле и Семеновке уже во второй половине 1944 года собрали в фонд обороны страны и в помощь детям павших воинов около 14 тысяч рублей.

Впоследствии верующие города Йошкар-Олы предприняли попытку открытия в столице республики второго храма – Троицкого, но соответствующее обращение в органы власти успеха не имело. Таким образом, из пяти довоенных храмов в ходе войны и в первые послевоенные годы в городе был открыт лишь Воскресенский собор, действовавший до 1960 года.

 

Окончание следует.