Публикации

Матушка Маргарита – Божий человек 139

30 августа 2024г.
Автор: Наталья Кулишова, «Мироносицкий вестник» №8 2024 г.

Не так давно наш – местный – православный календарь пополнился новыми памятными датами, которые связаны с историей Царевококшайского Богородице-Сергиевского женского монастыря, закрытого в 1921 году. Несколько лет назад началось его возрождение. Отрадно, что вместе с историей обители возвращаются из небытия забытые имена ее устроительниц и насельниц. В частности, сегодня уже многое известно о первой игуменье монастыря матушке Маргарите. В нынешнем году, 8 августа, исполнилось 125 лет со дня ее блаженной кончины.

О судьбе и трудах праведных матушки Маргариты нам рассказала старшая сестра общины возрождающегося Богородице-Сергиевского женского монастыря монахиня Рафаила (Зулина).

 

– Матушка Рафаила, что сегодня известно о раннем детстве будущей игуменьи Царевококшайского Богородице-Сергиевского женского монастыря?

– Матушка Маргарита (Дедюхина) родилась 1 мая (по новому стилю 14 мая) 1838 года в городе Сарапул Вятской губернии. Ныне этот город относится к Удмуртской Республике. Родилась она в мещанской семье Тимофея Васильевича Дедюхина и его второй супруги Анны Григорьевны. Во втором супружестве Тимофея Васильевича она была единственной дочкой. Когда Полюшке (имя матушки при крещении) было полтора года, ее отец заболел чахоткой и скончался. Ему было в ту пору всего 44 года.

Ее мама, Анна Григорьевна, на то время 40-летняя женщина, решила больше не вступать в супружество, а посвятить свою жизнь Богу. Когда дочке исполнилось три годика, она решила совсем расстаться с миром. И направила свои стопы вместе с ребенком в Уфимский Благовещенский женский монастырь. На ту пору это была молодая, только что образованная обитель под начальствованием игуменьи Филареты (Бычковой), которая была духоносной матушкой – под духовным управлением известного на то время старца, ныне прославленного в лике святых преподобного Филарета (Данилевского), возобновителя Глинской пустыни.

И вот, так же, как и родители Пресвятой Девы Марии, отдавшие маленькую девочку – будущую Богородицу в трехлетнем возрасте на воспитание в храм Божий, наша матушка – будущая игуменья Маргарита с трехлетнего возраста была принесена своей родительницей в монастырь.

В монастыре она закончила училище, училась не только чтению, письму, но и рукоделию, пению. И оказалась очень способной девочкой – юная Пелагея была поставлена регентом монастырского многочисленного хора, а также со временем стала старшей в рукодельной мастерской.

Но кроме этого, Пелагеюшка была келейницей у матушки Филареты. То есть она непосредственно видела и слышала, как мудро устрояла матушка Филарета молодую обитель, как она общалась с сестрами. Все это Пелагея впитывала и, как оказалось, не случайно, потому что ее жизненный путь был такой же, как и у матушки Филареты: в будущем девушка стала игуменьей.

В 1858 году матушку Филарету перевели в Нижегородский Крестовоздвиженский монастырь. Такая воля была Божия. А Пелагея осталась в Уфимском монастыре. И очень скорбела, что осталась без своей духовной руководительницы.

В 1863 году в Уфимской обители Пелагея Тимофеевна Дедюхина приняла иночество, и ее нарекли именем Викторина. Здесь она прожила до 1869 года. А дальше обстоятельства сложились так, что ей пришлось отсюда уехать. И пока мне не удалось найти в архивах сведений о том, каким был промежуток ее жизненного пути с 1869 по 1876 годы.

В 1876 году инокиня Викторина поступает в Чистопольскую богадельню, существовавшую при кладбищенской Воскресенской церкви, под управлением рабы Божией Поликарповой, которая в будущем стала игуменьей Апполинарией.

Через два года по указу духовной консистории эту общину во главе с ее руководительницей и с согласия сестер перевели в Успенский Чистопольский монастырь. А в 1879 году на Рождество Пресвятой Богородицы, 21 сентября, инокиня Викторина была пострижена в мантию с именем Маргарита.

К слову, она и в Чистопольском монастыре показала себя благочестивой, серьезной монахиней. Там она тоже управляла хором сестер и руководила рукодельной мастерской.

– А как произошло, что матушка Маргарита переместилась в наш Марийский край?

– Напомню, с 1885 года в Царевококшайске по благословению архиепископа Палладия (Раева), в будущем митрополита, началось движение по устроению женского монастыря. Шла подготовка документов, материалов, проводились необходимые работы. А дело по созданию обители было поручено игумену Вениамину (Аверкиеву), который управлял на то время Раифской пустынью. В будущем он стал архимандритом. Его усилиями в 1886 году был построен первый монастырский корпус – двухэтажный, деревянный, с 12 кельями. После чего владыка Палладий озадачился выбором начальницы будущего монастыря. И не без промысла Божьего выбор пал на матушку Маргариту.

Указом от 24 мая 1886 года она вместе с монахиней Назаретой (Карепановой), с которой начинала иноческий путь в Уфимской обители, была переведена в Царевококшайск.

Таким образом, матушка оказалась в Марийском крае и была назначена начальницей богадельни будущей общины и монастыря.

– Почему речь идет о богадельне, а не о монастыре?

– Потому, что на то время у сестер не было своего храма. Позднее, когда под руководством матушки Маргариты собралось не менее 50 насельниц, уже завершалось строительство двухэтажного игуменского корпуса с домовым храмом преподобного Сергия, и была проведена сложная работа, чтобы утвердить монастырь и провести его через Святейший Синод и получить высочайшее благословение императора, только тогда, в 1888 году, приходской Входоиерусалимский храм был передан обители.

Таким образом, образовалась община, и сразу утвердился монастырь. Он получил название Богородице-Сергиевский – в честь явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому.

– Можно представить, как нелегко было создавать монастырь практически с нуля!

– Конечно, трудностей было очень много. Когда игуменский корпус практически был закончен, то игумен Вениамин указом духовной консистории по благословению архиерея был отстранен от должности устроителя Царевококшайской общины. И все заботы по строительству, по устроению и дальнейшему укреплению монастыря легли на плечи матушки Маргариты.

Она себя не жалела, всю себя отдала на служение Богу. И устроила здесь обитель по уставу общежительных русских монастырей, который постигла на собственном опыте при игуменье Филарете, своей духовной матери.

Нужно учесть, что средств на строительство, на благоукрашение обители на то время было очень мало. По той причине, что Царевококшайск всегда был отдаленным провинциальным городком со слабой торговлей и без крупных доходных предприятий.

Но, несмотря на все трудности, у матушки Маргариты была живая, крепкая вера и преданность Богу. И это принесло плоды. Многое было сделано ею, но самое главное, что была налажена молитва и монашеская жизнь. Матушка сразу же организовала чтение неусыпаемой Псалтири, когда через каждые два часа одна чтица сменяла другую, и молитва никогда не прекращалась – за благодетелей, за благотворителей, за тех, кто просил помолиться за своих родных, усопших и живых. Это очень важно. И, конечно, при этом совершались ежедневные богослужения в храме.

Кроме того, сразу же, практически с создания монастыря, здесь было открыто училище для черемисских девочек, которые не только обучались письму-чтению и каким-то наукам, но и воспитывались в духе православия, получали нравственное воспитание. После окончания училища, которое в дальнейшем было преобразовано в двухклассную школу, полученные знания они несли в свои семьи, становились православными мамами и воспитывали детей в страхе Божием. Это тоже очень важно.

– Что еще удалось сделать матушке Маргарите в качестве игуменьи вновь созданного монастыря?

– Как искусная рукодельница, она организовала здесь мастерские – золотошвейную, швейную, наладила ковровое дело. Разбила сад, который со временем стал приносить доходы монастырю: излишки продавались, а часть сада сдавалась в аренду.

Устроила матушка Маргарита и пчельник, который, став советским после революции 1917 года, еще долгое время считался образцово-показательным.

То есть все делалось во славу Божию и… согласно достижениям науки тех лет.

– Значит, жизнь в монастыре не стояла на месте!

– Конечно! И число сестер с каждым годом увеличивалось – через десять лет после открытия обители их уже было не менее 150. И количество девочек в училище прибавлялось. А Входоиерусалимский храм уже не вмещал всех богомольцев. Тогда матушка задумала его расширить, то есть построить новые стены, такие же каменные, как существующие, и увеличить приделы. Вот такой непосильный труд она на себя возложила уже к концу своей жизни. Но сила Божия в немощи совершается – через труды матушки Господь как раз нам все это и показал.

Конечно, средств у обители всегда не хватало, тем не менее, получив благословение архиерея, матушка начала подготовку к реконструкции храма. Работу эту она практически закончила за годы своей жизни здесь, на земле, оставалась только внутренняя отделка. Но до освящения расширенного храма матушка не дожила несколько месяцев – она отошла ко Господу 8 августа 1899 года.

Все необходимое доделала ее последовательница – вторая игуменья нашей обители матушка Магдалина (Большакова). Обновленный Входоиерусалимский храм, который на то время была самым большим в Царевококшайске, освятили на Введение во храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря (по новому стилю) 1899 года.

Хотелось бы добавить, что помимо расширения храма, под руководством матушки Маргариты были возведены и другие постройки в обители: монастырская больница, иконописная мастерская, привратная, просворня, трапезная, а также несколько построек на скотном дворе. Так все благоразумно устроялось, укреплялось и расширялось.

– Действительно, какой огромный труд проделала матушка Маргарита всего за 13 лет! Но, видимо, не зря говорят, что ничего не происходит случайно. В ее судьбе тоже было немало знаковых событий?

Матушка прожила здесь, на земле, не очень долго. Она скончалась на 62 году от рождения, из которых 58 лет отдала на служение Господу в девичьих обителях. Это говорит о многом. Ведь мама привела ее в монастырь трехлетней девочкой, и, достигнув совершеннолетия, Полечка могла избрать другой путь, ее никто не неволил. Но она решила всю свою жизнь посвятить Богу.

Также знаменательно, считаем, что она родилась 14 мая – это день празднования нашей Царевококшайской или Мироносицкой иконы Божией Матери. И Пресвятая Богородица привела ее именно сюда, на Царевококшайскую землю, для служения Своей обители. Ведь наша Богородице-Сергиевская обитель находится под покровительством и преподобного Сергия, и Царицы Небесной.

Все это свидетельствует, что матушка Маргарита была особым человеком – это избранница Божия. Ей было достаточно и 61 года для перехода в вечность, чтобы всегда быть с Богом там, на Небесах.

– Такой подвижнический труд во славу Божию матушки Маргариты и во время земной жизни наверняка заслужил признание?

– Да, конечно, духовное начальство видело ее такое ревностное отношение к своему делу и поощрило, наградив в 1896 году Золотым наперсным крестом. А через два года, когда исполнилось десять лет со дня окончательного основания монастыря, она получила другую награду – медаль в честь царствования императора Александра III, при котором обитель и была утверждена. Это было незадолго до ее кончины.

Хотя нет сомнений, что самую главную награду матушка Маргарита получила в вечности, находясь рядом с Господом в Царствии Небесном.

– А как проявили свою любовь к матушке те, кто жил с ней рядом?

– Следует отметить, что своего кладбища у монастыря не было, сестрички погребались на городском кладбище, скорее всего, где-то в отдельном месте. Но были случаи, когда по благословению правящего архиерея и по ходатайству управлявших обителью матушек, некоторые сестры погребались прямо на территории монастыря. Такой чести удостоилась и матушка Маргарита. Она была погребена рядом с Входоиерусалимским храмом. Но точное место захоронения на сегодняшний день нам неизвестно.

Для сестер, конечно, это было отрадно, потому что они могли в любой момент прийти на могилку матушки, помолиться о ней, самим попросить ее молитв, ее помощи, взять благословение: ведь она все видит, все слышит и печется о своей обители. И сейчас она очень и очень нам помогает, так же, как и все другие сестрички, которые здесь положили немало трудов, а сейчас пребывают в вечности.

И, конечно, мы, ныне здесь живущие, должны помнить и почитать подвижников благочестия нашей земли. Они пеклись о том, чтобы люди жили в страхе Божием, были духовно и нравственно крепкими, чтобы они попали в Царство Небесное, и нам помогали попасть туда, быть вечно-бесконечно в радости с Богом.

Поэтому хочется, чтобы люди знали об этой обители, о том, что она существовала и приносила большую пользу. И неслучайно сейчас она возрождается – ведь эта земля святая: она выбрана Матерью Божией и преподобным Сергием Радонежским. Хотя впереди еще очень много работы, но нет сомнений, что и монастырь, с Божией помощью, обязательно возродится и будет благоухать, и сестричество наше расширится и укрепится духовно.