Публикации
К святыням Нового Иерусалима 123
Лето для учащихся Гимназии имени преподобного Сергия Радонежского г. Йошкар-Олы это не только время каникул, отдыха с родителями, общения со сверстниками в летних православных лагерях, но и возможность совершить паломничество еще в какое-нибудь святое место, какими так богата наша страна. На сей раз ребята с педагогами в августе отправились в Москву и Подмосковье.
Странничество на Руси возникло много веков назад… И шли они – странники – из града в град то под неожиданным дождем, то под палящим солнцем. Шли с одной только мыслью – найти покой в своей душе, обрести, пусть на мгновение, то сладкое чувство встречи с Богом, которого ищет душа каждого человека. Ведь все мы родом из рая!
Путь паломников превращался в подвиг души и тела, в молитвенный подвиг. Для этого и уходили, оставляя свой дом и дело, иногда на неделю, как у Ивана Сергеевича Шмелева в повести «Богомолье», иногда на год и более того. А сколько русских людей стремились в святой град Иерусалим! Когда-то пешком, а в недавние счастливые времена – на самолетах компании «EL АL».
Не исчезло это вековое стремление и у нас, современных людей. Давайте же пройдем вместе с паломниками из православной гимназии в северо-западном направлении от Москвы. А идти мы будем в святой град Иерусалим! В наш русский Новый Иерусалим, устроенный по образцу великого града.
Путешествие началось с вечера 12 августа. Всенощную наша группа из тринадцати паломников отстояла в самом центре Замосковречья, в Марфо-Мариинской обители. Так уж благословил Бог, что с этой обителью нас связали долгие годы дружбы. И в какой бы храм в этом удивительном районе Москвы мы с гимназистами не заходили, но монастырская тишина и таинственный полумрак храма, расписанного Михаилом Нестеровым и Павлом Кориным, зовет сердце под свои своды.
Неспешно, размеренно идет служба... Так же внимательно и неспешно совершается таинство Исповеди. К концу службы остались только сестры и мы – 13 счастливчиков из Йошкар-Олы. Все вместе – матушка игумения с иконой, сестры с пением тропарей и мы – прошли по тропинкам обители вечерним крестным ходом. Пора спать – завтра встаем в 4 утра, чтобы на первой электричке метрополитена отправиться на площадь Трех вокзалов, а затем в неведомый путь – в Новый Иерусалим. Как туда ехать, мы знаем только примерно, и поэтому слегка волнуемся…
Наутро метрополитен не подвел, не подвело и расписание электричек северо-западного направления – уже в 7:30 мы прибыли на станцию Новоиерусалимская. Тропа паломника началась сразу же после подземного перехода. Это широкая асфальтовая дорожка, которая стелется вдоль липовой аллеи в направлении к Воскресенскому Новоиерусалимскому монастырю. Идти по такой тропе одно удовольствие – все вниз да вниз, через речку Истру, по мостику, над камышами и дальше через знакомые до боли пейзажи центра России. Ведь этот Иерусалим – наш, русский!
По дороге вспомнили бодрого и неугомонного патриарха Никона и нашу общую идею: Москва – Третий Рим. Русскому человеку ведь обязательно надо спасти не только себя, а весь мир! Вот и патриарх Никон строил монастырь не для себя, не для славы своей, а для славы России… Так в беседах о патриархе Никоне и его грандиозных проектах мы подошли к монастырю. Вошли через главные ворота и устремились в храм.
Чтобы полюбить храм, надо отстоять в нем Литургию, а лучше всего еще и причаститься. Тогда и стены, и иконы, и купол включаются в переживание Литургии, в молитву, входят в сердце и запоминаются надолго, возможно на всю жизнь… Я потихоньку отделилась от группы, которая встала на молитву, и пошла по памяти сердца. От южного входа направо по кругу, потом на лестницу, ведущую на восток... Да! Я пришла туда, где несколько лет назад в толпе незнакомых мне людей я стояла на Литургии на Голгофе, в храме Гроба Господня в святом граде Иерусалиме. Вот он, треснувший в ужасе камень... Вот она – дырка от Креста... Вот он – Крест Христов. Помню, как незнакомые мне люди запели молитву «Верую». Весь храм вдруг, неожиданно для меня, запел на русском языке. Оказалось, что рядом со мной стояли русские люди. Из разных городов, сел, деревень… Все-все русские!
Крест здесь старинный, еще патриарх Никон поставил. На нем капельки, как кровь… Это дерево такое выросло, с памятью о страданиях Христовых. Крест – это тоже русское чудо!
Вспомнила, постояла... пошла дальше... по памяти... Вниз, еще ниже, и вот он – храм обретения Креста Господня. Здесь источник, совсем как на Святой Земле, и еще над источником престол наверху, видно в нишу в потолке... И снова память увлекла меня пройти по кругу. Вот они – алтари на тех местах, которые помнят страдания Христовы. Иду медленно, вспоминаю...
Меня встречает открытое круглое пространство под удивительным русским шатровым куполом. Я стою у Гроба Господня! Это место похоже на оригинальное, на Кувуклию в Иерусалиме, более всего. Тот же суровый камень, те же ступеньки немного вниз, тот же камень, что служил крышкой гроба, так же люди заходят по одному на сокровенную молитву, так же выходят спиной, так же плачут…
Вот две малышки в летних платьицах бродят по храму, старшая взяла младшую за ручку, завела в пещеру Гроба, стоят там, что-то шепчут… Господи, слава Тебе! Вот семья – отец и три сына. Крепкие такие пареньки. Стоят рядом, молятся. Отец молится сильнее всех, кладет поклоны один за другим. Слава Тебе, Господи! Плачут и плачут русские богомольцы, русские паломники, несут Господу молитву о русской земле, о своих близких и дальних родственниках. Услышь нас, Господи!
Вспоминается отрывок из бессмертного романа Федора Михайловича Достоевского «Идиот»: «Чрез час, возвращаясь в гостиницу, наткнулся на бабу с грудным ребенком. Баба еще молодая, ребенку недель шесть будет. Ребенок ей и улыбнулся, по наблюдению ее, в первый раз от своего рождения. Смотрю, она так набожно, набожно вдруг перекрестилась. «Что ты, говорю, молодка?» (Я ведь тогда все расспрашивал). «А вот, говорит, точно так, как бывает материна радость, когда она первую от своего младенца улыбку заприметит, такая же точно бывает и у Бога радость, всякий раз, когда он с неба завидит, что грешник пред ним от всего своего сердца на молитву становится…».
Я тихо пошла к своей группе. Их открытия и переживания неведомы мне, я могу только представлять. Но точно знаю, что ни один человек здесь не может, не имеет права, остаться равнодушным!
Потом была экскурсия с прекрасным экскурсоводом. Мы прошли и в подземелье, и на узкую каменистую улочку старого города, поднялись на клирос, взлетели на колокольню, прошли по второму ярусу... Увидели издали Иордан, гору Фавор, поля и леса – русские! И, наполненные чудной встречей, отправились домой. Господи, слава Тебе!
А последующие два дня мы провели в Троице-Сергиевой лавре, по доброй традиции испросив у преподобного Сергия благословения на новый учебный год. Но это уже немного другая история…