Публикации
Священномученик Сергий (Дружинин) 301
Завершаем цикл публикаций о новомучениках, служивших на Марийской земле и пострадавших за веру Господню в безбожные годы ХХ века. О епископе Сергии (Дружинине), который жил в Марий Эл в ссылке и завершил здесь свой земной жизненный путь, рассказал руководитель Комиссии по канонизации святых Йошкар-Олинской епархии протоиерей Михаил Ильин.
– Священномученик Сергий (Дружинин), епископ Нарвский, провел на территории нашего края, а именно в г. Йошкар-Оле, последние два года своей жизни. Здесь он претерпел свою мученическую кончину, здесь он и был похоронен где-то на территории города, но место его погребения не известно.
Жизнь священномученика Сергия, до монашеского пострига носившего имя Иван, очень интересна, богата событиями. Родился он в 1863 году в простой крестьянской семье, получил лишь домашнее образование – не учился ни в каких образовательных учреждениях, но благодаря своим способностям хорошо освоил грамоту.
В 1881 году Иван Дружинин приехал в Петербург, а вскоре поступил послушником в Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь, где подвизался шесть лет. Но в силу ряда обстоятельств ему пришлось оставить Валаамскую обитель, и в 1887 году он был принят в Троице-Сергиеву пустынь, расположенную на южней окраине Санкт-Петербурга в поселке Стрельна. Этот монастырь известен трудами и подвигами святителя Игнатия (Брянчанинова), и в то время, когда Иван Дружинин поступил в эту обитель, ее настоятелем был духовный сын святителя Игнатия, архимандрит Игнатий (Малышев). Здесь Иван Дружинин в 1893 году был пострижен в монашество с именем преподобного Сергия и рукоположен в иеродиакона, а через четыре года – в иеромонаха, здесь проходил различные послушания, на которые ставило его монастырское начальство.
В 1915 году иеромонах Сергий был возведен в сан архимандрита и поставлен настоятелем Троице-Сергиевой пустыни – об этом ходатайствовал митрополит Петроградский и Ладожский Владимир (Богоявленский), также будущий священномученик, а в то время первенствующий архиерей Святейшего Синода. Ходатайство на таком высоком иерархическом уровне свидетельствует, каким доверием священноначалия пользовался будущий священномученик Сергий.
По промыслу Божию ему довелось в должности настоятеля Троице-Сергиевой пустыни пережить тяжелое революционное время. В первый год после октябрьского переворота архимандрит Сергий предпринял все усилия для того, чтобы сохранить обитель, сохранить братию, сберечь имущество, потому что сразу начались попытки ограбить монастырь. Власти лишили обитель всех земельных угодий, которые были источником пропитания братии, речь пошла о сохранении церковных ценностей, и здесь порой возникали нестроения. Но их настоятель, благодаря своему авторитету и умению общаться с людьми, сумел сгладить, восстановить мир среди братии.
К слову, об умении будущего священномученика Сергия общаться с людьми, поддерживать их в трудных обстоятельствах, свидетельствует тот факт, что с конца 90-х годов XIX века по 1918 год он, несмотря на относительно молодой возраст, был духовником великих князей Константина Константиновича и Дмитрия Константиновича Романовых и их семей. Священномученик Сергий до последних дней жизни не скрывал своего трепетного отношения к императорской фамилии – не только к великим князьям Константиновичам, но и к самому императору Николаю II. Можно по-разному относиться к политическим моментам правления последнего Российского императора, но священномученик Сергий прозревал духовное состояние и царской семьи, и семей великих князей, братьев императора, – он видел людей благочестивых, глубоко верующих, он видел их стремление воплотить христианский идеал в своей жизни, своих поступках, – и был верен императорской семье до самого конца. Даже на допросах и при первом своем аресте в Ленинграде в 1930-м году, и при аресте уже в Йошкар-Оле в 1937 году он не скрывал своих монархических настроений, своей любви к уже убитому к тому времени императору Николаю II, и его семье, и к великим князьям Константиновичам – они все погибли в 1918 году.
После революции архимандриту Сергию было предложено эмигрировать, была реальная возможность покинуть страну, избежать всех ужасов гражданской войны, но он, будучи тогда настоятелем Троице-Сергиевой пустыни и понимая, какие трудности его ожидают впереди, не согласился на отъезд. Он прямо сказал: желаю оставаться со своей братией и в годину смуты, а не только в то время, когда мне приходилось ездить на великокняжеских автомобилях.
После изгнания из монастыря в 1919 году архимандрит Сергий обратился к митрополиту Петроградскому Вениамину (Казанскому), тоже будущему священномученику, с просьбой поучаствовать в его судьбе, благословить проживать в Александро-Невской лавре, что и было исполнено. Перейдя на жительство в лавру, архимандрит Сергий нес послушание священника, совершая в своей череде богослужения в лаврских храмах.
В 1924 году архимандрит Сергий был рукоположен Святейшим Патриархом Тихоном во епископа Нарвского, викария Ленинградской епархии. К слову, в ходатайстве о его рукоположении во епископа участвовали верующие Петрограда – было собрано порядка 30000 подписей, люди горячо желали видеть будущего священномученика Сергия своим архипастырем. После хиротонии владыка Сергий на свою кафедру поехать не мог, поскольку Нарва по мирному договору 1921 года оказалась на территории Эстонии, и вернулся в Петроград (тогда уже переименованный в Ленинград), где служил в храме преподобномученика Андрея Критского на железнодорожной станции Володарской, а также совершал богослужения в Измайловском соборе и в кафедральном соборе Воскресения Христова, известного всем как Спас-на-Крови.
С конца 1920-х годов Русская Православная Церковь вступила в полосу новых испытаний – митрополит Сергий (Страгородский), будучи заместителем Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Крутицкого Петра (Полянского), находившегося в ссылке, пошел на компромисс с советской властью и издал декларацию, в которой заявлялось не только о лояльности Церкви к советской власти, но и говорилось, что «мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской Родиной, радости и успехи которой – наши радости и успехи, а неудачи – наши неудачи», что звучало как согласие с антицерковной политикой большевиков. А зимой 1930 года в печати появилось интервью за подписью митрополита Сергия, в котором говорилось об отсутствии в Советской России гонений на верующих, что было прямой ложью. Сейчас известно, что к этой публикации митрополит Сергий не имел отношения. Интервью было полностью сфабриковано властями. Однако все это встретило сопротивление среди большей части епископата, священства и мирян, многие из них ушли в оппозицию, среди них был и епископ Сергий (Дружинин).
Естественно, агенты ОГПУ пристально следили за оппозиционным духовенством, в результате в 1930 году епископ Сергий был арестован. Интересно, что даже следователи прониклись уважением по отношению к владыке Сергию, хотя он прямо называл себя монархистом и не скрывал симпатий к царской семье, а революцию 1917 года считал величайшей катастрофой для страны. В итоге ему был вынесен достаточно мягкий по тем временам приговор – пять лет тюремного заключения. Срок уже пожилой владыка отбывал в Ярославской тюрьме особого назначения, где полностью потерял здоровье, о чем свидетельствуют и тюремные документы.
В 1935 году епископ Сергий был приговорен к ссылке в Марийский край и прибыл в Йошкар-Олу. Заметим, что ссыльный должен был устраиваться на новом месте самостоятельно. В одном из писем епископ Сергий писал, что его по дороге в ссылку обокрали. И вот, 65-летний человек с подорванным в тюрьме здоровьем оказался в Йошкар-Оле, незнакомом ему городе, без всяких средств существования. Но в пути, проезжая через Казань, владыка Сергий встретил епископа Авраамия (Чурилина), который занимал Марийскую кафедру до 1935 года. Владыка Авраамий как раз следовал из Йошкар-Олы к месту своей ссылки в Северный край, и он дал своему собрату адрес одной из насельниц Богородице-Сергиева Царевококшайского монастыря – послушницы Анны Михайловны Комелиной. Они приютила владыку Сергия, ухаживала за ним, здесь он провел последние два года своей жизни, тайно совершая богослужения на дому.
7 сентября 1937 года епископ Сергий вновь был арестован вместе с сестрами бывшего Богородице-Сергиева монастыря по обвинению в контрреволюционной деятельности, заключен в тюрьму и приговорен тройкой НКВД к расстрелу. 17 сентября его расстреляли в подвале Йошкар-Олинской тюрьмы. Место его погребения пока неизвестно.
11 марта 2020 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви имя священномученика Сергия, епископа Нарвского, было включено в собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (а Русская Православная Церковь Заграницей прославила его в лике новомучеников еще раньше). Память священномученика Сергия (Дружинина) отмечается 17 сентября. В храмах Марийской митрополии ежегодно в этот день совершаются богослужения – мы просим, чтобы по его святым молитвам Господь нас укрепил в верности Христу – той верности, которую пронес до конца своей жизни священномученик Сергий.