Публикации
Возрождается обитель 673
Уже несколько месяцев по воскресным и праздничным дням на Вознесенской улице Йошкар-Олы раздается колокольный звон Входоиерусалимского храма. Расположен он на месте монастырского и возводится уже более десяти лет. Но только в мае 2022 года по благословению митрополита Иоанна здесь образовалась монашеская община во главе с монахиней Рафаилой. Пока сестры размещаются в небольшом двухэтажном доме, расположенном рядом с храмом на территории бывшего монастыря. Здесь наш корреспондент и встретилась с матушкой Рафаилой.
– Матушка, расскажите, как началось возрождение обители?
– Это место выбрано самим Богом, Матерью Божией и преподобным Сергием Радонежским. Когда-то казалось, что восстановление монастыря здесь невозможно. Но по молитвам нашего владыки, его неустанным попечением, все устраивается. Сегодня мы видим здесь прекрасный храм. Несколько лет назад по благословению владыки мы с бабушками ходили сюда, приглашали священника и служили молебны, совершали панихиды в дни памяти сестер, молились, чтобы обитель возродилась, эта свечечка молитвы, которая неугасимо горела здесь до революции, вновь зажглась.
– Как вы обосновались на этом месте?
– Со временем появилась возможность, чтобы один из домов, который находится на территории монастыря, перешел в собственность епархии. Многоквартирный жилой дом был полностью освобожден от жильцов. Владыка снял с меня послушание псаломщицы Серафимовского храма и дал благословение перейти жить в этот дом. Затем стали приходить сестры, принявшие решение вступить на путь монашества.
Сюда я заселилась 30 мая 2022 года, а на следующий день пришла, можно сказать, первая насельница возрождающейся обители – это Елизавета Глушкова.
Так как у нашей общины еще нет своего действующего храма, владыка благословил нас на богослужения ходить в Благовещенский собор. Во все воскресные, праздничные дни, дни, связанные с историей обители, мы ходим на богослужения. А этот восьмиквартирный дом приспособили для нашего общежития монашеского. В одной из квартир у нас молельная комната, где мы совершаем молитвенное правило утром и вечером, а в течения дня читаем Псалтирь. Пока читаем с перерывами, так как нас маловато, но эти перерывы покрыты молитвой, мы совершаем молитвенное правило. А затем снова продолжаем чтение Псалтири. В соседних комнатках находятся кельи для проживания сестер.
Обустраивается музей, связанный с историей обители, чтобы прийти помолиться, попросить ходатайства пред Господом наших матушек игумений, которых было три, всех сестер, которые застрелены, умучены. И чтобы полюбить этот монастырь, чтобы он стал родным домом.
Еще у нас есть библиотека. Будет рукодельная мастерская. В одной квартире будет фельдшерский пункт. Также оборудовали швейную мастерскую.
Каждая сестра, здесь живущая, вступившая на путь монашества, старается жить по послушанию – как благословляют. Пока мы чередуем, то есть у нас послушания меняются. Но есть сестры, которые постоянно за что-то отвечают, например, у нас есть келарь, которая отвечает за продукты, за их сохранность и переработку, следит за погребами. Одна из сестер отвечает за всю хозяйственную деятельность. Дом старый, и некоторые квартиры достались нам в очень плохом состоянии, приходится много средств вкладывать туда и трудиться. Так как мы ограничены в средствах, где можно, стараемся сами что-то сделать. Приходят помогающие, которых нужно встретить, распределить им задание, это все на ней.
У других сестер каждый день разные послушания, например, на кухне. Пищу готовим мы сами. Поэтому ежедневно у нас кто-то повар, кто-то трапезник, который накрывает столы, убирает со столов, моет посуду.
На сегодняшний день работы немало, мы сами не справляемся, просим помощи. Люди откликаются, приходят, трудятся во славу Божию. Поэтому пищу готовим не только для живущих здесь, но и для всех приходящих. Каждый день минимум на 15 человек.
– Матушка, вы сказали, что у вас сейчас 9 сестер…
– У каждой обители своя история, как и в судьбе каждого человека. Через некоторое время после того, как владыка дал мне благословение быть псаломщицей в Серафимовском храме, его прихожане подошли ко мне с просьбой, чтобы я вела у них занятия в воскресной школе. Я, конечно, была удивлена, но владыка благословил и на это послушание. И когда я сюда переселилась, то одними из первых, кто вступил в число общины, были мои бывшие ученицы. Они уже меня знали. Потом добавилось еще несколько человек. На сегодняшний день собралось уже 9 сестер. Это немало для такого небольшого срока.
Конечно, непросто содержать даже это одно здание, это требует каких-то средств. Мы под крылышком нашего владыки. Без его благословения ничего не совершаем. По его благословению в Православном центре по четвергам принимают требы во все монастыри нашей епархии, также и мы собираем требы и на чтение Псалтири, и на поминовение на полунощнице, которую мы ежедневно совершаем, молимся. Так как мы посещаем Благовещенский собор, кто желает не ждать четверга, может в любой день заказать требы и там. Некоторые приходят прямо сюда, к нам.
В перспективе при монастыре планируется строительство богадельни не только для немощных монашествующих, но и для тех одиноких бабушек, которые всю жизнь проработали в епархии, трудились во славу Божию в каких-то храмах. Есть у владыки такое намерение. Дай Бог, чтобы оно осуществилось.
В монастырях есть такая практика, когда обитель уже встала крепко на ноги, в ней открывается свой медицинский пункт – для обслуживания не только насельниц монастыря, но и прихожан. Если у монастыря имеется такая возможность (это же все упирается в средства), то монастырь помогает малоимущим, обеспечивает их в какой-то степени лекарствами. Надеемся, что и мы сможем открыть такой пункт.
– Матушка, поделитесь, есть ли у вас какие-то планы для монастыря на будущее?
– В каждой обители самое главное – это молитва. А чтобы молиться, нужно сначала научиться монашеской жизни. Поэтому мы сейчас понемногу этому учимся. Даст Бог, и храм свой появится – а это самое главное. Самое главное предназначение монаха – это молитва. Планируется паломнический центр, музей большой, доступный для всех. Практически все монастыри, которые возродились и возрождаются, они имеют свои подсобные хозяйства, особенно те, которые находятся в селах и за городом. А те монастыри, которые находятся в городах, в центре города, то для их существования, конечно, нужны подсобные хозяйства, они называются подворья. Козочек, коровку, курочек держать, земля должна быть для выращивания того, что мы в состоянии вырастить, чтобы овощи свои были. Это в будущем.
– Если можно, хотелось еще спросить: скажите, пожалуйста, вы счастливы, что так сложилась ваша жизнь? Очень большая, тяжелая ноша ложится на ваши плечи…
– Я застала время, когда обители открывались, и мне Господь дал возможность вступить в один из наших российских монастырей. Сестрам всегда говорю: я благодарю Бога, что Он меня призвал, что я стала насельницей монастыря, монахиней и оказалась здесь, в этом монастыре, на этой святой земле.