Публикации
Митрополит Иоанн: «Мы должны быть в единстве – и в молитве, и в жизни» 517
Пять лет назад, 6 октября 2017 года, на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение образовать на территории Республики Марий Эл Волжскую епархию, выделив ее из состава Йошкар-Олинской епархии. Эти две епархии вошли в состав новообразованной Марийской митрополии.
О событиях, произошедших в митрополии за пятилетний период, мы побеседовали с митрополитом Йошкар-Олинским и Марийским Иоанном.
– Владыка, разукрупнение епархий предполагает укрепление связей архиерея со своей паствой. Как бы вы оценили минувшие пять лет?
– Все, что происходит в Церкви, имеет глубокий духовный смысл. Не случайно Святейший Патриарх Кирилл в наше непростое время разделил области на епархии и создал митрополии – чтобы каждый христианин на приходе не только мог побывать на архиерейском богослужении, но и имел возможность получить от архипастыря ответы на волнующие душу вопросы. Сейчас, оборачиваясь вспять и давая оценку происходящему, можно сказать, что в наше тяжелое время, как никогда, архиерею и духовенству нужно быть рядом со своей паствой, переживая вместе радости и скорби. В этот период Господь попустил нам серьезные испытания нашей веры и любви друг к другу. Время пандемии и время военных событий на Украине – как пробный камень, который в каждом человеке выявил, кто есть кто…
Пандемия, с одной стороны, объединила народ, заставила многих задуматься, ради чего человек живет здесь на земле, а с другой стороны – многие, порабощенные своим «я», своей гордыней, начали роптать: почему Господь попустил это, ведь Он есть Любовь… Но ведь не Господь создал эту безумную болезнь – это создание рук человеческих. И мы воочию убедились, как это страшно, когда люди не уподобляются Богу в своей жизни, не созидают, не умиротворяют, не являют любви друг к другу, а напротив – в безумии своем разрушают и окружающий мир, и собственную душу.
В наше время идет невидимая духовная брань: с Богом ли мы или с диаволом. Сердце человеческое, по слову Федора Михайловича Достоевского, стало полем битвы. Мы видим, как «процветающий мир» – Европа и Америка поработились диавольщиной. Принимают законы, которые разрушают основы Богозданного мира, основы человеческой жизни. И каждый человек, находясь в этих страшных испытаниях, должен прежде всего не на Бога возводить хулу, а задать себе вопрос: не являемся ли мы с вами теми, чья греховная жизнь послужила причиной всего этого безумия?
Человек должен всегда поступать не по закону своего порабощенного грехом сознания, а по закону совести, по голосу Божиему, который вложен при творении в нашу природу. И мы стали свидетелями того, как в эти тяжелые годы многие люди – и молодежь, и пожилые – объединяясь, стали по естеству творить добро, помогать окружающим, забывая при этом о себе. Как врачи, выполняя свой долг, уходили в иной мир, исполняя заповедь Божию – нет больше любви, чем положить душу за друзей своих. Как священники шли в красные зоны и по домам к больным, исповедовали, причащали, утешали. Многие из них переболели, но милостью Своей Господь сохранил их всех…
Несмотря на ограничения, не прекращалась внешняя жизнь митрополии – продолжалось строительство храмов и воскресных школ, социальное, миссионерское, молодежное служение. И молитва ни в храмах Божиих, ни в наших домах не прерывалась ни на одно мгновение. А какая радость была, когда мы вновь смогли собраться на Пасхальный крестный ход, на Рождество! Конечно, многие, особенно пожилые, бабушки, слезами и молитвами которых в советское время и сохранились храмы, отошли в мир иной… Но радует, что в храмах появились новые прихожане – и молодые, и среднего возраста, которые прошли через красные зоны, побывали на грани жизни и смерти, когда молитва шла из глубины сердца. Они научились ценить каждое мгновение, не растрачивая время напрасно, осознав, что Господь продлевает нам жизнь, чтобы творить дела добра и любви.
С другой стороны, многие люди до сих пор, даже когда уже наступило послабление, все еще боятся ходить в храм. Да, болезнь не прекратилась совсем, но каждый человек обращаясь к Богу в молитве, в единении духовном, содействует тому, что болезнь эта по милости Божьей постепенно отступает. А некоторые, к сожалению, привыкли за это время смотреть богослужения по телевизору, в домашних комфортных условиях… Но ведь Сам Господь сказал: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. В храме происходит то внутреннее сакраментальное общение с Богом, которое ничем не заменишь. Без храма и единения с Господом в таинствах мы – ничто.
– Особенно сейчас, когда обстановка в окружающем мире настолько тревожная – многие люди оказались вовлеченными в события на Украине… И бывает так тяжело смириться с потерей, расстаться с родными, всецело доверившись Богу, приняв безропотно Его святую волю! Как в нашей митрополии Церковь поддерживает воинов и их близких?
– Брань за Святую Русь – это великое духовное делание. Делание, которое совершается сегодня в Украине. Подобно нашим предкам, держава Российская стремится к тому, чтобы изничтожить демонизм, который хлынул из Европы на Святую Русь. А жители Украины восемь лет назад стали заложниками этого великого и страшного побоища, которое нам навязывают Европа и Америка. Православные христиане – и по одну, и по другую стороны на поле битвы... Святая Церковь сейчас соборно молится об умиротворении единого русского народа, чтобы Господь умудрил правителей, чтобы Пречистая Богоматерь умягчила сердца людей. И очень важно, чтобы каждый человек стал участником этой соборной молитвы.
Полгода уже мы отправляем своих детей на поле брани, где Бог с диаволом борется… Мне, как архиерею, приходится и провожать своих чад, и молиться за живых и за усопших. Ко мне приходят и матери наших героев, погибших за Святую Русь. В общении с ними я стремлюсь находить крепость в молитве, обращенной к Пречистой Богородице, и внушить материнскому сердцу, что Бог – не Бог мертвых, а Бог живых. Они, погибшие, нуждаются только в одном – в молитве. И мы, как православные чада Церкви, верим, что те, кто душу положил за друзей своих, пребывают в славе Божественной. А для живых – великое утешение, что не только Церковь, но и все люди доброй воли стремятся быть соучастниками в их скорбях и нуждах.
Сейчас вновь отправились наши дети защищать державу Российскую и я вижу, как и наш Марийский край, и вся Россия участвует в их сборах, как Церковь ежедневно молится, чтобы Господь сохранил наших детей, призывает к этой молитве матерей, братьев, сестер и детей. Мы сейчас должны быть в единстве – и в молитве, и в жизни. Нельзя думать, что мы зря участвуем в этой духовной брани. В мире все Богом управляется, и мы верим, что Господь не оставит нас. Но милость Божия изольется только тогда, когда мы с вами осознаем, что нельзя жить, думая только о материальном, о своем внешнем благополучии, забывая о своей душе, забывая об окружающих людях. Любовь должна пребывать между нами, все мы должны утешать скорбящих, помогать нуждающимся, творить добро. Только добро способно искоренить это диавольское безумие, которое порабощает и развращает весь мир. Пусть Господь укрепит нас и поможет в этой невидимой брани!
– Владыка, а для Вас лично какой крест тяжелее нести – когда были епископом в 90-х годах или когда стали митрополитом?
– Надо понимать, что Господь никому не посылает крест больше чем он может понести. По человеческим меркам мы думали, что епархия разделится, и будет больше свободного времени, а его совсем не стало! Но ведь с духовной точки зрения самое страшное для человека, когда он имеет много свободного времени, потому что мы не способны им правильно распоряжаться.
В этом году я посетил многие отдаленные приходы, и на себе ощутил, что все мы расслабились немножко... Более 70 поездок, особенно летом, приходилось вставать все время в 4 утра и раньше – оказывается, когда бывал молодой не замечал этого, а сейчас себя заставлять надо… Но все это восполняется радостью общения с прихожанами. В глубинке такой открытый народ, такая неподкупная искренность – как они дорожат молитвой, насколько стремятся иметь общение со своим архипастырем! Да, в некоторых приходах спустя два года я не увидел многих постоянных прихожан, Господь забрал их к себе. Но в сельских храмах появилось немало молодежи – это очень порадовало.
И, конечно, помимо объезда епархии, приходится заниматься и иными вопросами: приемом людей, строительными делами… Вот сейчас готовим к открытию храм в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость» в Тарханово. Мечтали еще в прошлом году открыть, да у Господа свои планы – чтобы мы научились воспринимать реальную жизнь такой, какая она есть, и уповать на себя, а на Бога.
А далее, по милости Божией, будем заниматься монастырем в центре Йошкар-Олы. Это историческое место, здесь был до революции Богородице-Сергиевский женский монастырь, из которого вышли многие просветители марийского края. Девочки, получив образование в монастырской школе, затем учились в гимназиях, в Родионовском институте благородных девиц в Казани – а потом сами стали учителями… Сейчас надо вернуть все строения, землю монастыря, построить богадельню, чтобы монастырь, как и прежде, занимался социальным служением, помогая и больным, и тем людям, которые нуждаются в духовной внешней помощи. Конечно, трудов придется положить очень и очень много. Но ведь как дитя рождается в муках, так и любовь рождается в муках. Зато какая радость будет, когда вновь забьется это сердце духовное в нашем городе!
Верю, что это даст утешение многим и многим. Мы не должны забывать, что живем на земле не для себя, а для других. А архиерея это в первую очередь касается – как святитель Иоанн Златоуст говорит: сначала входит в Царство Божье паства, а последними архиерей и священники. Господь спросит, как я помог людям обрести внутренний мир и духовное устроение, насколько моя паства научилась в жизни своей все принимать как из руки Божией. Поддержал ли я немощного, болящего, помог ли неимущему, посетил ли заключенного? Отдавал ли сердце свое людям, согревая их теплотой и любовью? Ведь в настоящее сердца человеческие можно умиротворить и успокоить не языком и правильными речами, а только любовью своей и благочестивой христианской жизнью. Особенно нашу молодежь – они видят жизнь без прикрас и ощущают любую фальшь, их не убедишь высокопарным словом, а только своим личным примером и, конечно, искренним добрым отношением к ним и соучастием в их жизни. К сожалению, многие родители не беспокоятся о душе своих детей, потворствуя их прихотям, взращивая в них гордыню. А важно научить молодых людей верить в то доброе, что Господь в них вложил, и помочь им реализовать себя. Не переходя при общении с ними на язык их мира, но относясь к ним с отеческой заботой и пониманием. И молодежь, если дать свободу их доброму сердцу, способна на многое – вспомним, к примеру, как самоотверженно трудились молодые добровольцы во время пандемии!
– В мае нынешнего года в Марийской митрополии произошло знаковое событие – создано Общество духовно-нравственного развития жителей республики. Какие задачи оно призвано решать?
– Цель создания этого общества – объединить усилия всех православных жителей нашего Марийского края: духовенства, педагогического сообщества, общественных деятелей, представителей интеллигенции, чтобы противостоять тем диавольским искушениям, которые ополчаются сегодня прежде всего на нашу молодежь. Нельзя спокойно смотреть на растлевающие безумие, которое льется сегодня с голубых экранов, из интернета, со страниц прессы и даже с театральных сцен. Грех уже не скрывается, а культивируется. А это – признак порабощения общества грехом, когда изгоем считается тот, кто стремится к истинным нравственным ценностям. Мы должны воспитывать молодое поколение так, чтобы они учились жить по голосу совести, а не по мировым дьявольским стандартам. Научить родителей правильно заботиться о детях – не только питать их материально и развивать интеллект, но в первую очередь воспитывать их в страхе Божием, в труде, в почтении к старшим, прививать им добро и любовь, способность жертвовать своим «я» для окружающих людей, для Отечества. Истинный патриотизм – не на языке, а в сердце. Мы должны жить не мнимыми «ценностями», которые нам навязывает Запад, а теми духовно-нравственными заветами, которые нам преподали наши отцы и деды – жить в общности, в единении, творить добро, являя для окружающих пример благочестивой жизни и искренней любви к Родине.
Отделения общества созданы во всех благочиниях Йошкар-Олинской и Волжской епархий. Много задач предстоит нам решать и в работе с молодежью, и в сфере культуры, и в деле духовно-нравственного просвещения населения. Наш коренной народ мари должен иметь возможность молиться на своем родном языке, слышать проповедь, которая ясно и понятно исходит от сердца к сердцу. Поэтому минувшим летом на приходах совершались миссионерские богослужения, беседы, духовно-нравственные просветительские концерты, которые, я надеюсь, продолжатся и в следующие годы. Много намечено, чтобы и на телевидении, и в интернете появлялось все больше добрых и поучительных передач как для народа мари, так и для всех тех, кто устал от греховного засилия СМИ и соцсетей. Будем трудиться все вместе во славу Божию, продолжая то, что было начато нашими предками-просветителями, и внесем свою лепту в это благое дело.
Беседовала Марина Бикмаева