Публикации

Святыня древнего храма 1041

30 июня 2022г.
Автор: Людмила Суханова, «Мироносицкий вестник» №6 2022 г.

Старинная Смоленская Седмиезерная икона Божией Матери, что хранится в Свято-Гурьевском храме села Петъялы Волжского района, – одна из самых почитаемых святынь Марийского края. Чудотворный образ был перевезен сюда в революционные годы из Татарстана, из разоренного Седмиозерного монастыря. Но это только список с более древней Седмиезерной иконы, которая находится сейчас в соборе Петра и Павла г. Казани.

Святые отцы говорят, что место, где стоял православный храм, незримо охраняет ангел. Пришло время, когда молитвы этих ангелов-стражей, стоящих на месте запустения и поругания церквей, услышаны, и люди стали восстанавливать свои святыни.

Свято-Гурьевскому храму на реке Петке у развилки дорог в Азъялы и Петъялы, можно сказать, повезло. Как построили его на рубеже веков на деньги Иоанна Кронштадтского, так и стоит до сих пор. Хоть службы и прекращались, но храм не разоряли. Сюда свозили святыни из порушенных вокруг в богоборческое время церквей и монастырей. Так попала сюда и чудотворная икона Божией Матери из Седмиозерок. Когда святыню внесли в храм и стали перед ней служить молебен, в овраге неподалеку забил источник. Верующие сочли это как знамение Божией Матери и освятили источник в честь Смоленской Седмиезерной Ее иконы. Сколько людей за прошедшее столетие омывались этой святою водою, и по вере своей получали исцеление…

Впервые я увидела старинный Свято-Гурьевский храм в семидесятые годы. С нами был гость из Армении. Наши палатки остались на излучине слияния рек Ишуть и Илеть, на полуострове, а мы пришли пешком. Наш гость, да и мы тоже, были ошеломлены красотой этого деревянного храма. Он стоит на возвышении, а на другом пригорье – ключ. Долгие годы тут стоял вековой дуб. Местные язычники привязывали к нему красные ленточки. Но и христиан было в этих местах достаточно. Те из них, что переехали в Волжск, стали старожилами волжских храмов. И это люди истинно верующие. Их крестили в этом храме. Их прадеды привозили дрова для обогревания церкви, латали крыльцо и крышу. Это их стараниями и дожил храм до наших дней. Их руками оборудованы родники рядом с храмом.

Хранящаяся здесь икона Седмиезерной Божией Матери написана, предположительно, в ХIХ веке. А более древний, XVII-го века, оригинал святыни находится в соборе Петра и Павла в Казани, который в годы советской власти закрывался, а ныне восстановлен в всем величии. Почти пятнадцать лет я была прихожанкой Петропавловского храма. Среди других священников нас окормлял игумен Иулиан, который еще мальчиком наперекор матери и несмотря на насмешки сверстников ходил в храм, а повзрослевши его за религиозные убеждения не оставляли в покое сотрудники КГБ... Игумен Иулиан служил в соборе Петра и Павла с первых дней его открытия и говорил, что нельзя уходить отсюда, нельзя покидать этот корабль спасения. Ведь сами апостолы Петр и Павел (их чтимый образ находится в центре иконостаса) ведут нас к спасению, в руках апостола Петра ключи от Рая.

В алтаре Петропавловского собора хранится чудотворная икона Божией Матери «Седмиезерная». Помню, как в 90-е годы, когда мы были новоначальными, каждую пятницу святыню износили из алтаря, и совершались молебны, собиравшие сотни верующих – в храме яблоку негде было упасть. Многие по молитвам к Пречистой избавлялись от недугов, получали просимое. Есть много свидетельств исцеленных, ныне это искренно верующие люди. Знаю одну женщину, у которой сын был оглушен молотком по голове, стал инвалидом, лежал пластом. Мать долго молилась за него перед иконой чудотворной. И творила дела милосердные, сиротам кров давала. И встал ее сын! Вместе с ней пришел в собор Петра и Павла. А потом ушел в монахи, живет сейчас при одном из монастырей Казани. Вот так благочестивая мать обрела свое счастье – не только телом сын уврачевался, но и душой – веру обрел!

Помню, как отец Иулиан и другие священники вели нас, новоначальных, дорогой старинного крестного хода в Седмиезерную пустынь. Со мной шла и дочь-школьница… Это была внушительная колонна – человек пятьсот. Впереди, среди других святынь, несли и чудотворную икону Седмиезерной Божией Матери. Заросшей тропой шли мы к святому источнику. В ряды крестоходцев вставали крестьянки из Седмиозерок, они рассказывали нам о пустыни, святых источниках, о чудесах… И звучали имена Анисья и Евфимий, связанные со святыней. Крестьяне не знали точно, в каком году зародилась пустынь. Но жила легенда и передавалась из уст в уста…

Сегодня уже извлечен из архива и переиздан труд 1858 года «Сказание о Седмиезерной Богородицкой пустыни Казанской епархии и о чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, называемой Смоленской». Описано там, как во времена митрополита преосвященного Матфея в 1615 году инок Евфимий искал уединенное место для своих подвигов. Так он вышел к озерам, что в пятнадцати верстах от города Казань. А когда уставший юноша прилег на землю, то увидел огонь, исходящий от земли, и там поставил впоследствии крест и соорудил келлию. А потом к нему из дальней пустыньки пришла инокиня Анисия, двадцать лет каждодневно изнуряющая свою плоть постом и молитвою. Она-то и рассказала, что на сем месте за много лет до того было временами слышно прекрасное и сладостное пение, а то и великий звон разносился.

Так подвизался тут много лет преподобный Евфимий. Неподалеку от этих мест стоял дуб, к которому приходили язычники-мари и совершали обряд жертвоприношения. Однажды они собрались на свой обряд, но разразилась гроза, и молния испепелила дуб под самый корень. А у озер возникла постепенно трудами великими иноков из Казани святая обитель. Первый храм во славу Вознесения Христова и во имя святого мученика Иоанна Белгородского был построен на народные деньги.

Была у преподобного Евфимия семейная реликвия – икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия», называемая «Смоленской». Этот образ он и передал в храм, в ту пору еще деревянный. По молитвам перед иконой сразу же начались исцеления, крестным ходом  с нею обходили Казань во время эпидемий чумы, носили ее и по домам, совершая молебствия. И в какой дом входили, там больные выздоравливали.  Первое чудо спасения града Казани от эпидемии было в 1656 году. И затем крестные ходы с иконою вокруг города стали традицией.

В начале XX века у источника в пустыни жил иеросхимонах Серафим (Кошурин). После закрытия Седмиозерного монастыря он неоднократно арестовывался... Это он сберег чудотворную Седмиозерную икону Божией Матери от поругания, передав ее на хранение глубоко верующей христианке Александре, жительнице Казани. И она в своем ветхом домике несколько десятилетий берегла эту святыню. А это в то время было небезопасно… А когда вновь открылся Петропавловский собор, она принесла икону в храм, а сама в последние годы трудилась при соборе просфорницей (по другим сведениям, отец Серафим передал икону в храм на Арском кладбище, где она находилась до восстановления Петропавловского собора. – Прим. ред.).

В вышеназванной книге «Сказание о Седмиезерной Богородицкой пустыни…» рассказывается и о многочисленных чудесах исцелений, явленных по молитвам перед Седмиезерной иконой. Когда читаешь эти свидетельства, написанные более ста пятидесяти лет тому назад, удивляешься: как же мало изменился человек. Те же проблемы нездоровья души и тела, те же пороки и греховность… И как в то время, так и сейчас – упование только на помощь Божию и Пресвятой Богородицы. Вот и в нашей Марийской митрополии с той Седмиезерной иконой Божией Матери, что хранится в Петъялах, ежегодно в июне проходит крестный ход по Волжскому, Моркинскому и Звениговскому районам, а следом – по Советскому району. Святыню радостно встречают в деревнях и селах, люди молятся Пречистой, просят Ее заступничества – и не остаются неуслышанными.