Публикации

По святым местам Марий Эл 34

31 октября 2025г.
Автор: Наталья Кулишова, «Мироносицкий вестник» №10 2025 г.

В сентябре в Марийской митрополии побывала съемочная группа передачи «По святым местам» православного телеканала «Союз». Тележурналист Надежда Калинина и оператор Антон Решетов объехали со съемками двадцать храмов Йошкар-Олинской и Волжской епархий. О том, чем поразили их святые места нашей республики, каковы первые впечатления, и еще о многом другом Надежда Калинина рассказала журналу перед отъездом из Марий Эл.

Мечта сбылась через десять лет

– Надежда, за десять лет съемок вы побывали уже практически во всех уголках нашей страны, вплоть до Кавказа, Калининграда, Карелии, и даже в Казахстане. И вот, наконец, приехали в Марий Эл. Случайно?

– Желание у меня было давно. Так получилось, что я уже третья ведущая этой передачи на «Союзе». Когда мне только передали ее, я, конечно, думала, куда поехать. И в это время случайно в поезде познакомилась с мужчиной, который, узнав, чем я занимаюсь, решительно заявил: «Вам обязательно надо в Йошкар-Олу! У нас столько всего красивого!» Я сразу схватилась за телефон, стала искать. И увидела такие буквально сказочные зимние и рождественские фотографии! Я настолько поразилась, что решила: все, ставлю себе галочку и обязательно поеду в Йошкар-Олу…

С того момента прошло уже десять лет, но все как-то не складывалось – такое бывает в нашей работе, когда что-то напланируешь, но в силу разных причин сразу не получается.

А недавно моя коллега Елена Саенко побывала у вас со съемками передачи «Вторая половина». И вернулась в восторге. Отметила, что в Йошкар-Олинской епархии замечательно поддерживают и помогают.

– Такая активность со стороны вам, действительно, необходима?

– Это самое главное в нашей работе, потому что святыни святынями, храмы храмами, и можно приехать в чудесное место, но если тебе не помогают снимать передачу про это замечательное место, то будет очень сложно. Поверьте, прямо надорваться можно…

И я очень рада, что сейчас все сложилось. Большое спасибо пресс-службе епархии!

Самое главное – люди!

– Конечно, после посещения стольких мест у вас еще не улеглись впечатления. Но наверняка что-то поразило больше всего?

– Да, впечатлений, действительно, очень много. Ведь каждый храм – это целая история. А журналист должен выделить самое главное, за что можно зацепиться. Меня, например, поразил храм Сретения Господня в Азаново, восстановленный за очень короткое время, и его невероятно деятельный батюшка! Такой пример всегда вдохновляет. Конечно, разрушенных храмов много по России, но вот подобный пример отношения к красоте вообще и, в частности, к православной архитектуре, свеженаписанным прекрасным иконам, редко встретишь. Мне кажется, там будет особый молитвенный настрой, потому что ничто в этом храме не отвлекает.

А еще мы удивились числу храмов в центре Йошкар-Олы. И главное, что их все видно, не как в других городах, где даже куполов не разглядеть из-за окружающих зданий. У вас же храмы, как на старинных гравюрах, как сказочное ожерелье обрамляют реку. И это, мне кажется, самое притягательное в городе.

– Безусловно, это очень приятно. Но, согласитесь, истории большинства храмов похожи. Как же вы находите «изюминки» для передачи?

– Вы правы: в советские годы почти все храмы постигла одна участь. Поэтому сегодня, рассказывая о них, хочется найти нечто особенное. Да, где-то есть особо почитаемая святыня, поклониться которой люди ехали во все времена, – там понятно: рассказ идет через нее.

Но чаще всего, и мне это даже больше нравится, когда приходится опираться на людей. Я, как журналист, на самом деле могу рассказать о том или ином храме только прочитанное в интернете или в книгах, которые мне дарят. Но обычно это уже «причесанные» сведения. А эмоции могут передать только люди. Поэтому я и стараюсь рассказывать через них.

Чаще всего это прихожане сельских храмов. Удивительно, но в какой-то момент им становится уже недостаточно коротких сведений, и они начинают собирать полноценную историю своего храма. Едут в архивы, находят фундаменты прежних храмов, фотографии, родственников прежних священников или даже святых. И даже пишут книги! А ведь это обычные люди – не историки, не писатели.

И вообще я всегда удивляюсь такому живому интересу людей к краеведению. Мне кажется, ими движет даже не любовь к храму, его истории, а именно осознание того, что если сейчас все это не найти, то уже никогда этого не сделать.

– А у нас в Марий Эл вам такие люди встречались?

– Да, конечно! И книги дарили. Как правило, они изданы по инициативе прихода. Но есть и отдельные авторы. Например, в храме Смоленской иконы Божией Матери Козьмодемьянска мы познакомились с удивительной женщиной. Она водит экскурсии по храму, и, признаться, я завидую тем, кто попадет к ней на экскурсию, потому что она точно расскажет больше любого профессионального экскурсовода.

– В таком случае, надо полагать, вы еще приедете в Марий Эл?

– Мне бы очень этого хотелось. Как сказали нам сотрудники епархии, мы посмотрели только верхушку айсберга. У вас очень красиво, и много о чем еще можно рассказать. Обычно во второй раз журналист немного по-другому работает: он уже знает какие-то моменты, у него есть некие зацепочки с предыдущим материалом, поэтому может что-то добавить к сказанному прежде или оттолкнуться от него.

Из артистов – в журналисты

– Надежда, как так получилось, что вы, будучи студенткой театрального института, стали журналистом православного телеканала?

– Это тоже удивительно вышло (смеется – авт.). Я собиралась быть драматической актрисой, обязательно в большом городе, но потом в силу некоторых обстоятельств поняла, что это у меня не получится. Тогда решила посмотреть, как работается моей однокурснице, которая уже была ведущей на «Союзе». Включила новости, посмотрела сюжеты и поняла главное: на этом телеканале можно не бояться по-первости ошибиться, здесь дают учиться, поддерживают. И я вдохновилась и пришла работать на телеканал «Союз». Честно скажу, на светский телеканал я из-за отсутствия опыта побоялась бы идти.

– Вы тогда уже были верующей?

– Не сказала бы так. Знаете, мне казалось, что я как человек, который читает русскую литературу, все знаю и понимаю. Оказалось, конечно же, нет. Но мне все объяснили, рассказали. Я стала много читать, вникать. В первые два года уходила с работы затемно. Но мне нравилось, передо мной открывался огромный мир.

– То есть в родительской семье не было каких-то православных традиций?

– Нет. Почему-то мы ходили в храм только раз в году на Вербное воскресенье. А Пасху дома отмечали. Помню, я читала детскую Библию, но для меня она была как сказка…

Меня и сегодня нередко спрашивают, когда я езжу по святым местам: «Ты, наверное, помолилась, приложилась там?» Но как бы ни было грустно, я нигде не успеваю задержаться около святыни, сосредоточиться на молитве.

– Даже в святых местах вы поглощены работой?

– Знаете, во время работы я должна решить много технических моментов: как снять эту икону или как снять человека. В первое время, когда оставалось минут пять, хотелось помолиться, но в этот момент меня обязательно кто-нибудь окликал. И я поняла, что на работе не должна смешивать одно с другим, здесь надо думать о процессе. Это, увы, не моя паломническая поездка.

– Но она все равно не проходит бесследно для души?

– У меня с каждым годом все больше вопросов возникает. И теперь я часто решаю их не только исходя из личного опыта, но и опыта тех, с кем общалась. И мое духовное возрастание идет через них, через встреченных мною людей. Они все разные, и я стараюсь их разными принимать. С кем-то приходится смирять себя. Зато как спокойно и хорошо бывает с по-настоящему добрыми людьми, которые стараются понять всех и каждого, и честно делают свою работу! И я даже думаю, что именно в них Бог и проявляется. И мне хочется показать их с лучшей стороны. Для меня, как журналиста, это очень важно.

Ведь если человек – это образ Божий, значит, надо этого человека – с красивой душой – и показать красиво. Тогда, может быть, те, кто далек от веры, увидят в нем проявление Бога. И миссия передачи будет выполнена.

– Как верно подмечено, Надежда! Это замечательно, что вы, как журналист, стремитесь в человеке показать так понравившиеся вам красоту души, открытость сердца, доброту, чтобы все это увидели и прониклись ваши телезрители.

– Да, именно это для меня важно. Знаете, в самом начале работы над передачей я была в женском монастыре в Воронежской области. Конечно, во время съемок сильно волновалась. Но монахиня – такая приятная девушка, все время повторяла мне: «Спасибо за доброту вашего сердца. Спасибо, что вы такая хорошая». Как мне казалось, абсолютно не с чего! До сих пор, не знаю, увидела она во мне эти качества или нет, но в тот момент они во мне точно появились. И мне стало так хорошо! Я сама поверила в доброту своего сердца. Оказывается, это так важно для человека. Хотя в обычной жизни мы чаще другим указываем на их ошибки, а не задумываемся о себе.

– Спасибо большое, Надежда, за беседу и за доброту вашего сердца!