Публикации

Воспитание – в духе православных традиций 21

28 ноября 2025г.
Автор: Наталья Кулишова, «Мироносицкий вестник» №11 2025 г.

В ноябре в Марийской митрополии начали свою работу региональные Рождественские образовательные чтения. В Марий Эл это уже 13-е чтения в рамках Международных, которые Москва традиционно примет в январе 2026 года в 34-й раз.

 Об истории этого уникального образовательного форума мы беседуем с сотрудником отдела религиозного образования и катехизации Йошкар-Олинской епархии, исполнительным секретарем региональных Рождественских образовательных чтений Викторией Сарыниной.

От городской конференции до международного форума

- Виктория Яковлевна, у многих на слуху название форума – Рождественские образовательные чтения. Но не все знают, в чем их цель, задачи? Когда наша республика и епархия присоединились к ним?

- История Международных Рождественских образовательных чтений интересна сама по себе. Начали эти чтения в 1993 году московские православные педагоги, чтобы обсудить проблемы воспитания, образования, попытаться разобраться, что происходит в отношениях с родителями, с общественными организациями, даже с государственными деятелями. И постепенно они стали расширять свою деятельность. Люди со стороны узнавали о чтениях, стремились принять участие. И буквально через несколько лет образовательные чтения вышли уже на международный уровень.

С самого начала здесь поднимались очень важные проблемы. Именно тогда впервые заговорили о наших православных традиционных ценностях. И это привело к тому, что в ноябре 2022 года вышел Указ Президента РФ Владимира Путина о духовно-нравственном воспитании и образовании, и в целом о наших традиционных ценностях. Там четко было сказано, что православие – одна из основных конфессий нашего Отечества.

Традиционных ценностей много. И невозможно осветить их так мощно на одном каком-то мероприятии, на конференции, на круглом столе – сейчас столько интересного материала появилось. Поэтому не зря сегодня форум является международным. Он охватывает огромное количество людей. В Москве каждый год после Рождественских праздников собирается не менее пяти тысяч участников. И очень много представителей именно из-за рубежа.

Это радует – люди понимают, что мы собираемся не просто потусоваться, а чтобы проговорить важные вопросы, проблемы. И что еще очень важно – их разрешение. То есть обменяться не только мнениями, но и опытом.

- Получается, потребовалось примерно 20 лет, чтобы государство официально признало основополагающую роль православного воспитания. А до этого как работали Рождественские чтения? Ведь они не случайно появились именно в начале 90-х годов прошлого столетия, когда, как мы все помним, было очень тяжелое время.

- Я имела счастье быть приглашенной на многие чтения в те 90-е и нулевые годы начала нынешнего столетия, поскольку в то время руководила первым в республике негосударственным образовательным учреждением – гуманитарным лицеем. И очень часто на этих форумах мы спокойно, без оглядки на кого-то, обсуждали проблемы именно воспитания. Хотя тогда, напомню, у нас была основная задача – образование. Мы почему-то образовывали, оказывали услуги. Но в нашем лицее об  услугах речи не было, мы говорили о воспитании и образовании, поскольку я всегда считала, что мы не можем жить без духовно-нравственного начала. И оно должно возродиться.

В первые годы Рождественские чтения проходили без массового представительства наших государственных структур, но потом на них стали появляться министры образования, культуры, представители других структур законодательной власти. Сейчас смело можно сказать, что нас не просто признали, а сложились взаимоотношения на уровне государства. На пленарном заседании в Москве всегда присутствуют представители Госдумы РФ, Совета Федерации, министерств, заинтересованных в дальнейшем развитии нашего Отечества.

Достаточно сказать, когда была интронизация нашего Патриарха Кирилла, на пленарное заседание пришел Президент РФ Владимир Путин. И вот тогда впервые многие поняли уровень нашего форума, уровень взаимоотношений Церкви и государства, что они должны строиться на доверии, на определенном равенстве и уважении друг друга. Вот это очень важный момент, потому что проблемы остались, в том числе и в нашем регионе.

К сожалению, в некоторых наших школах руководители по-прежнему говорят: «Я священника в школу не пущу». И каждый год мне приходится слышать от некоторых наших батюшек один и тот же вопрос: «Почему нас не пускают в школу?»

- И что вы им отвечаете?

- Поскольку на ежегодных курсах повышения квалификации для священнослужителей я читаю лекции о взаимоотношениях Церкви и государства, где мы рассматриваем нормативно-правовые отношения образования – светского и религиозного, то всегда говорю: «Возьмите основной закон нашей жизни – Конституцию. Там четко сказано: мы все являемся гражданами нашей России. Значит, вы – полноценный гражданин. И вы приходите в школу как гражданин, который интересуется проблемами воспитания и образования, пусть даже там нет ваших детей. Поэтому вы имеете право присутствовать на родительских собраниях. Особенно когда идет речь о выборе одного из шести модулей основ религиозной культуры и светской этики».

Кстати, о таком интересном предмете, как духовно-нравственная культура, заговорили как раз в 1993 году. Позже его переименовали в основы православной культуры, и он стал обязательным предметом учебного плана. И это тоже одна из заслуг православных педагогов и того форума, который начинался с небольшой педагогической конференции.

Вера – вне времени и обстоятельств

- Что ж, и результаты работы форума впечатляют, и опыт уже имеется достаточный! А в нашем регионе активно откликаются на проблематику Рождественских чтений те, от кого зависит воспитание современных детей?

- В целом, да. А сначала приходилось пытаться достучаться, объяснять. Но благо меня знают в республике – я 40 лет в образовании. Нередко, выслушав, спрашивали: «А вам это надо?»  И я всегда отвечала и отвечаю, что мне, как маме, бабушке, и как педагогу, это очень надо.

- Виктория Яковлевна, а как можно соединить православные традиции, которые сложились в стародавние времена, с задачами воспитания современных детей? Как это укладывается в нашу сегодняшнюю действительность?

- Все логично: ведь в  любой семье на первом месте любовь! Поэтому, когда воспитываем, мы должны любить. А это первая заповедь, данная нам Господом!

Второе: мы должны думать об уважении друг к другу, которое у нас куда-то исчезло. Вместо этого появились агрессия, озлобление, все заняты какими-то меркантильными вещами.

К сожалению, мы забыли, что только на уважении, любви и внимании друг к другу мы можем что-то сделать. Мы потеряли эту ниточку, которая тянется не только из того времени, когда мы в Советском Союзе говорили о коллективизме, она тянется тысячелетиями. Поэтому ничего нового мы не открываем. Мы теперь это все понимаем и даем прямо на блюдечке: вот смотрите – это еще от тех давних времен.

Сейчас мы поднимаем многие пласты истории, читаем вновь открывающиеся документы, и видим, что люди, которые хотели Отечеству нашему пользу принести, они и любили, и уважали, и прощали даже врагам своим. Да, их уже нет сейчас, но память-то осталась, от этого никуда не деться. Эти проблемы мы тоже поднимаем в рамках нашего форума – на конференциях, семинарах, круглых столах, на уроках и мастер-классах, куда приходят и священники, и педагоги, и представители разных профессий. Ведь мы приглашаем абсолютно всех! Мы уверены, если ненавязчиво об этом говорить, вместе рассматривать, что происходит у нас сейчас, то нас поймут.

- И понимают?

- Конечно, ведь мы говорим не ради галочки, а искренне! Я сравниваю, что было более десяти лет назад и сейчас. К примеру, на наших образовательных курсах в Православном центре стало намного больше молодых людей. Они многое хотят знать, погрузиться в нашу веру и получить ответы на многие свои вопросы. И, кстати, об этих проблемах мы также говорим – о получении религиозного образования в рамках светских учреждений в соответствии с 87-й статьей закона об образовании.

И вообще у нас много направлений – ведь проблем сейчас много. И многие неожиданно и очень ярко разрешаются.

- Например, каким образом?

- Знаете, зачастую у людей неприметных, работающих в школе, в здравоохранении, в социальной сфере или в какой-то другой области, вдруг открываются необычные пути к сердцам людей. Сами они считают, что это нормально, но мы-то понимаем, какие это неожиданные подходы.

Вот тогда в очередной раз убеждаемся, что нам не хватает именно внимательного отношения друг к другу, уважения. Ведь обычно все мы бежим, стараясь не отстать от времени, и не замечаем, как в спешке теряем внимание к человеку. И когда слышишь от обычных, казалось бы, людей об их опыте, понимаешь, какую изюминку они нашли.

Духовные скрепы

- В чем еще прелесть наших Рождественских образовательных чтений? Мы личную симпатию, свои переживания, эмоции можем спокойно продемонстрировать в общении. И никто на нас не посмотрит с удивлением. Мы не чужие! Здесь хотят общаться, понимая, что на этих встречах общение дает, может быть, намного больше, нежели мы ожидали. В ходе общения люди раскрываются, и закаменевшее сердце начинает трепетать.

Ведь мы понимаем, у нас общие проблемы – у Церкви и у государства. А значит, Церковь не оторвана от государства, и государство нас поддерживает. По-разному, конечно, это происходит. Но вот это живое участие, живое общение, когда ты можешь открыться, это очень дорогого стоит.

- Особенно сейчас, когда люди привыкли где-то сидеть уединенно в уголочке с мессенджерами, в соцсетях!

- Да! Я всегда с  радостью встречаю всех участников пленарных заседаний. Да и люди заходят в фойе с улыбками и раскрытыми объятиями. Даже батюшки рады: к ним подходишь  за благословением, а они: «Дайте я вас обниму». Мы стали уже родными людьми!

А когда еще и начинаются совместные беседы, то и проблемы уже не кажутся такими серьезными. Да, их еще немало, но проблемы проблемами, а их разрешение – вот наша главная задача. И у многих есть чем поделиться. Вот это радостно.

- Действительно, ведь в целом-то наши люди ответственные, душой переживающие за свое дело. Это заложено еще нашими предками. И когда они вдруг ощущают такую мощную поддержку со стороны коллег, когда могут опереться на Церковь, да даже на батюшку, который, может быть, в соседнем храме служит, это же здорово! Слава Богу, сегодня это уже многие поняли.

- Знаете, меня часто приглашают на муниципальные этапы Рождественских чтений. И я заметила: сначала общество настороженно относилось к происходящему, а теперь люди ждут, потому что идет разговор – откровенный, по душам. Здесь можно запросто побеседовать со священником, излить душу. И батюшки наши – молодцы, они все правильно понимают, с удовольствием общаются. И всегда говорят: «Какие у нас замечательные учителя! Как они переживают, болеют. А им так много приходится трудиться. А родители-то какие бывают…».

И такое единение, по-моему, и есть те духовные скрепы, о которых сегодня так много говорят.

- Что вы имеете в виду?

- Когда мне задают такой вопрос, я всегда отвечаю: «Это то, что нас вместе держит, фундамент, на котором мы всегда стояли». А фундамент этот – наше православие». Ведь мы чуть-чуть его не потеряли...

До сих пор вспоминаю свою бабушку, я у нее девчонкой гостила каждый год. Мы в советские годы учили моральный кодекс строителя коммунизма, а бабушка, к моему удивлению, убеждала меня, что это – заповеди Божии. Конечно, я тогда многое не понимала, но вот эти разговоры – они и есть наши скрепы духовные! Они всегда были внутри меня и до сих пор живы. И сейчас я понимаю, что это и есть наши православные корни, которые держат нас в этом мире. Иначе мы уже давно потерялись бы.

И это тоже важно. И об этом тоже часто мы говорим по душам на наших Рождественских образовательных чтениях.

- Спасибо большое, Виктория Яковлевна, за интересный разговор. Дай Бог вам сил, здоровья и терпения продолжать это невероятное важное и нужное сегодня дело!