Публикации

«Любовь надо беречь» 362

28 февраля 2023г.
Автор: «Мироносицкий вестник» №2 2023 г.

Жарким июльским днем на исходе XX века к сельскому священнику обратились пожилые супруги с просьбой совершить над ними таинство Крещения. После Таинства священник напутствовал: «Заступничества вам Божией Матери! Сегодня Ее прославляем в образе Владимирском».

«А ведь это совпадение заставляет задуматься», – промелькнуло в голове старичка, заслуженного деятеля искусств РСФСР Леонида Викторовича Владимирского, известного всем по иллюстрациям к детским книгам – «Приключения Буратино», «Волшебник Изумрудного города» и многим-многим другим. 

Крупные мазки ложатся на холст. Емкие реплики самого автора пишут портрет удивительного человека…

О фамилии

– В нашей семье есть легенда, что кто-то из пращуров был священником. Однажды он попал в беду и поехал в Москву в Успенский собор, чтобы помолиться иконе Владимирской Божией Матери, попросить заступничества. Его молитвы были услышаны. С этого момента мой пращур поменял свою фамилию и стал Владимирским».

О незримом

– Я считаю, что меня опекает Богоматерь. В моей жизни много удивительного. То, что я остался жив в войну. То, что Бог дал возможность, здоровье, время работать. То, что мне почти девяносто лет, и я живу. То, что встретился со своей женой (Светланой Ковальской – прим. ред.). У меня умерла первая жена. У нее умер муж. Мы оба художники. Встретились и более 26 лет живем дружно».

О призвании

– Мои родители никакого отношения к искусству не имели. Мать врач. Отец конторский служащий. В юности я увлекся стихами и рисованием. Раздумывал, куда поступать – в литературный или художественный. Отец сказал, что и то, и другое ненадежно, надо иметь профессию, а стихами и рисованием заниматься в свободное время. Послушался отца и поступил в МИСИ. Три года проучился, а на четвертый наступила война. Мы комсомольцы-добровольцы пошли на курсы в военно-инженерную академию, а потом на фронт. Служил в инженерных войсках. Подвигов не совершил. Строил дороги, мосты. После войны поступил во ВГИК на мультипликаторское отделение.

Детским художником я стал, потому, что мне интересно то, что интересно детям третьего класса. Мне интересны сказки. Взрослые обычно сказками не очень интересуются. Даже есть такое выражение: «Что вы мне сказки рассказываете». Взрослым надо уцелеть, у них жизнь такая трудная».

О возрасте души

– Считаю, что возраст моей души девять лет. Есть замечательный иллюстратор Игорь Ильинский. Он иллюстрировал Майн Рида. Я ему как-то сказал: «Твой возраст души, наверное, лет пятнадцать». Он ответил «Да, знаю». Однажды я приехал в дом отдыха. Там у меня был сосед. Я ему говорю: «Здравствуй, Петя! Какая у нас здесь культурная программа?» А сосед мне отвечает: «А вам что это интересно? Ну, танцы сегодня». Я говорю: «Танцы! Пойдем на танцы». А он мне: «А что там интересного?» «Музыка. Знакомства. Новые впечатления».  «А мне это давно не интересно». И остался сидеть в комнате. Мне было лет сорок. А соседу лет двадцать пять.  Но оказалось, что он молодой старичок.

Почему душа молода?

– Может от родителей — они воспитывали меня в доброте. А может сверху — от Бога».

О смирении

– Живешь — радуйся. Своей жизнью, своим примером радуй других. Поймите, я не розовый, гламурный старичок. У меня трудная жизнь, с болями, с потерями. Но надо жить, смиряться, терпеть. Радоваться при всех обстоятельствах. Это и есть смирение.

О сказочных героях

– Если ты можешь сопереживать, то ты сможешь передать чувства своим героям. Когда рисую Страшилу, представляю, а что он чувствует. Для детей надо работать по-доброму. Кто может нести доброту, тот может быть детским художником или писателем.  И чтобы был юмор, выразительность.

Самой высокой радостью для меня было, когда я сам одновременно стал писать и рисовать. Написал и проиллюстрировал две сказки «Буратино ищет клад» и «Буратино в Изумрудном городе». Мне помогала жена – мой критик и советчик. И наш песик Тяпа помогал, он хвостиком вилял.

Во второй книжке Буратино отравила Лиса Алиса, и он превратился в деревяшку. Папе Карло пришлось его спасать, а для этого он отправился в волшебную страну за волшебным порошком. Он прошел все испытания. И вот перед ним последняя запертая дверь. Тут папа Карло заплакал… и я вместе с ним заплакал. Как писал Пушкин: «Над вымыслом слезами обольюсь». А в моей сказке все кончилось хорошо. Папа Карло неожиданно обнаружил Золотой ключик, а вторая тайна Золотого ключика, как известно, в том, что он открывает любые двери.

О работе

– Когда работаю для детей, я счастлив. Однажды на мастер-классе меня спросили: «Вы на кого ориентируетесь – на профессионалов или на читателей». Ни на кого не надо ориентироваться. Как ваша душа хочет, так и надо работать. Главное — радостно, искренне. Если работать для кого-то, то получается халтура. Настоящая музыка, поэзия – это общение с Богом. Душа поет или болит, и человек творит. Если поет – получается произведение для тех, кому хорошо. Если болит — для тех, кому плохо.

Как учить рисовать детей

– Пораньше дайте ребенку бумагу, карандаш, мелки, гуашь. Недавно по радио было интервью с Виктором Чижиковым. Это один из лучших иллюстраторов. Он сказал, что начал рисовать с десяти месяцев. Сначала на обоях. Родители разрешали ему разрисовывать стены. Не надо говорить: «Рисуем человечек-огуречик». Пусть это будут каракули, но свои. Повесьте детскую картинку на стену. Скажите: «Это мой Вася нарисовал». Чтобы был стимул. Детям обязательно нужно доброе слово.

О радости и любви

– Радуюсь тому, что рядом со мной моя супруга. Нам дарована любовь, понимание. Любовь надо беречь. На вопрос: «Как живете?» Я отвечаю: «Стараемся». Во множественном числе. Я помогаю ей. Она – мне. Я был профессиональным художником, но глаза устали. И сейчас я пишу стихи. Недавно решил написать стихотворение к моему грядущему юбилею – девяностолетию. Получилось шестнадцать четверостиший. Жена говорит: «Если в два раза короче, будет в два раза лучше». Сократил с болью в сердце. А она опять: «Если еще в два раза короче, еще лучше будет». Послушался. Доверяю ей. А большинство своих стихов посвящаю своей жене Светлане, моей Берегине, моей музе…

СПРАВКА:

Владимирский Леонид Викторович (1920 – 2015)

Русский график и иллюстратор, родился в Москве в 1920 году. С началом войны в 1941 г. был призван в армию, успев окончить три курса Московского инженерно-строительного института (МИСИ) им. Куйбышева. После войны с отличием окончил художественный факультет института кинематографистов (ВГИК) на отделении мультипликации.

В 1953 для диафильма «Приключения Буратино» по сказке А. Н. Толстого художник создал свой образ деревянного героя в полосатом колпачке — образ, ставший общеизвестным и считающийся классическим. После выхода книги «Приключения Буратино» в издательстве «Искусство» в 1956 г. Владимирский целиком посвятил себя иллюстрированию книг для детей. Следующей широкоизвестной работой художника стали иллюстрации к шести сказочным повестям Александра Волкова, первая из которых — «Волшебник Изумрудного города» — вышла в свет в 1959 году.

Среди работ художника — иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», к повести Юрия Олеши «Три толстяка», к «Приключениям Петрушки» М. Фадеевой и А. Смирнова, «Путешествию Голубой стрелы» Дж. Родари и сборнику «Русские сказки».

Суммарный тираж книг, изданных с иллюстрациями Леонида Владимирского, превышает 20 млн. экземпляров.

В 1974 году Владимирскому было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». В 1996 году он стал лауреатом Всероссийского конкурса детских читательских симпатий. В 2007 году награжден золотой медалью Творческого Союза художников России. В 2014 г. избран почетным членом Российской академии художеств.

В последние годы Леонид Викторович с женой жили в городе Долгопрудном. Похоронен на Востряковском кладбище.

Подготовила Елена Умрихина