Публикации

Церковный год 79

30 сентября 2021г.
Автор: Иван Исаков, «Мироносицкий Вестник» №9 2021 год

История

Церковный год начинается 14 сентября (по старому стилю – 1 сентября). В 312 году 1 сентября император Константин Великий одержал победу над Максентием, и после этой победы христиане получили свободу на исповедание своей веры, хотя раньше язычники препятствовали этому и убивали христиан за их вероисповедание. Еще с этим днем связано важное библейское событие. Иудеи 1 сентября (по старому стилю) праздновали начало нового года. В одно из таких празднований, согласно Писанию, Спаситель вошел в синагогу Назарета и произнес слова, сказанные пророком Исаией: «Дух Господень на Мне, Его же ради помаза Мя… проповедати лето Господне приятно». В качестве воспоминания этих двух событий еще со времен Первого Вселенского Собора, состоявшегося в 325 году в Никее, стали праздновать начало церковного новолетия. На этом же Соборе были установлены и правила церковного календаря – расчет Пасхи и других подвижных праздников. Многие века и на Руси празднование Нового года совпадало с празднованием церковного новолетия, и только с 1700 года, по указу Петра I, в России Новый год стали отмечать 1 января, как и в западных странах, а вот празднование церковного новолетия так и осталось в сентябре.

Церковный год – это не просто течение времени, а череда важных для христианина событий, соприкоснуться с которыми и стать их соучастником призывает Церковь. В православии каждый день посвящен молитвенному воспоминанию об угодниках Божиих и о важных для человека событиях, но это не просто воспоминание, а еще и духовное сопереживание, духовное единение с такими событиями, главным из которых является Пасха Христова. Таким образом, жизнь православного человека ежедневно оказывается сопряженной с важными событиями, с жизнью Церкви. Так, каждый день церковного календаря совершается памятование кого-либо из святых, обращаясь к ним с молитвой верующие получают от Бога сугубую благодать и скорую помощь. Особые дни – это великие праздники в честь Спасителя и Богородицы.

Суточный круг богослужения

Основу церковного календаря составляют три круга богослужения – суточный, недельный и годовой. Согласно Уставу, суточный круг начинается с вечера и состоит из нескольких богослужений.

Первое – малая вечерня, которая совершается только перед великой вечерней всенощного бдения. Правда, в приходской практике малая вечерня служится редко. На малой вечерне в некоторых храмах, например, совершается акафист храмовому празднику.

Череду богослужения каждого дня обычно начинает вечерня, которая исторически восходит к Ветхому Завету, когда Закон Моисея предписывал совершать три общественных жертвоприношения: вечером, утром и в полдень (Пс. 54:18). В те времена отсчет суток начинался не в полночь, как сейчас, а вечером, с момента захода солнца. Вместе с тем, еще ветхозаветные пророки указывали на то, что молитва не менее ценна, чем жертвоприношение.

Еще одна часть суточного богослужения – это лития, то есть моление в притворе храма, – присоединяется к великой вечерне и к великому повечерию. Согласно Типикону, после литии положена последняя на этот день трапеза, или вечеря, т. е. ужин, который был благословлен на литии пятью хлебами, вином, пшеницей и елеем.

Повечерие бывает малым или великим, но сегодня совершается редко, а вместо повечерия обычно читаются молитвы на сон грядущий. Если и совершается повечерие, то обычно в первую седмицу Великого поста, на всенощном бдении Рождества Христова и Богоявления.

Еще одна из служб – полунощница, она посвящена грядущему пришествию Спасителя и Страшному суду, совершается в полночь, или в любой ночной час до утра. В приходской практике почти не встречается, но служится в монастырях ранним утром в соединении с братским молебном.

Самая продолжительная служба суточного круга – утреня. Несмотря на свое название, эта служба совершается обычно вечером, а не утром. Дело в том, что для древних христиан самое безопасное время для проведения служб было ночью или ранним утром, ведь необходимо было прятаться от язычников. Это отразилось и в сохранившихся традициях богослужения. В канун праздничного дня утреня является частью всенощного бдения. Но такие особенности служения утрени характерны для Русской Православной Церкви, а вот в Греческой Церкви утреня почти всегда служится перед Литургией. И если вечерня часто отображает события ветхозаветные, то утреня отображает события Нового Завета.

К суточным богослужениям относятся и часы – четыре краткие службы. Первый час начинается в 6 утра и посвящается воспоминанию ночной молитвы Спасителя,  Его предстоянию на суде Каиафы и воспоминанию ангельского славословия; третий час начинается в 9 утра, на нем молитвенно воспоминается суд Пилата и сошествие Святого Духа на апостолов; шестой час начинается в полдень и посвящен воспоминанию грехопадения Адама и распятия Спасителя; девятый час начинается в 15.00, на нем вспоминают о крестной смерти Спасителя.

Отдельно стоит самая важная служба – Литургия, на которой совершается молитвенное воспоминание Тайной Вечери и Причастие. Слово «литургия» переводится с греческого как «общее дело», когда верующие собираются вместе для того, чтобы «едиными устами и единым сердцем» славить Бога и вместе причащаться Святых Христовых Таин. Еще литургию называют обедней, поскольку ее совершают от рассвета до полудня, т. е. в предобеденное время.

Седмичный круг богослужения

Седьмичный (или недельный) круг богослужения представляет собой последовательность богослужений, совершаемых в течение недели. Каждый день недели имеет духовное значение. Неделю (воскресенье) называют еще малой Пасхой, этот день посвящается прославлению Воскресения Христова и прославлению Богородицы; в понедельник прославляются бесплотные Ангельские Силы; во вторник прославляются ветхозаветные пророки и пророк Иоанн Креститель; в среду вспоминается предательство Иуды, поэтому среда является днем постным; в четверг прославляются святые апостолы и свт. Николай Чудотворец; в пятницу вспоминаются крестные страдания Иисуса Христа, также в этот день полагается пост, а еще совершается служба Кресту и прославляется Богородица; в субботу поминаются усопшие, прославляются все святые и Богородица.

Годовой богослужебный круг

Последовательность богослужений в течение года называется годовым богослужебным кругом. Существуют подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги. Неподвижный круг связан с солнечным календарем, основными событиями этого круга являются неподвижные двунадесятые и другие праздники, а также празднование памяти святых, осуществляемое в конкретные календарные дни. Подвижный круг основан на лунном календаре, включает в себя службы Великого поста,  службы предшествующих ему трех подготовительных недель, и службы Пятидесятницы.

Важнейшую роль не только в годовом богослужебном круге, но и в жизни каждого христианина занимают праздники и посты. Самый главный праздник, конечно же, Пасха, которую мы часто ждем с нетерпением, жаждем Пасхальной радости. Пасха празднуется не раньше 4 апреля (н. ст.) и не позже 8 мая (н. ст.), в первое воскресенье после весеннего полнолуния.

Таким образом, православное богослужение имеет три круга Богослужений: суточный, седмичный (недельный) и годовой, каждый из которых состоит из свойственных ему песнопений и чтений. Эти три круга Богослужений в каждой конкретной службе различным образом совмещаются, в зависимости от значимости праздника.

В праздничные дни Бог особым образом открывает Себя человеку, молитва святых о нас принимается Богом сугубо, поэтому и верующие должны уделять праздникам особое внимание, чтобы ощутить сугубую, праздничную благодать.