Публикации

Царь Феодор Иоаннович и Царевококшайск 234

30 апреля 2021г.
Автор: Иван Исаков, «Мироносицкий Вестник» №4 2021 год

Царь Феодор Иоаннович Романов является основателем Царевококшайска, памятник ему можно увидеть в Йошкар-Оле на набережной Кокшаги. Но, наверно, мало кто из горожан знает, что царь Феодор прославлен Церковью в лике святых...

Постник и молчальник

Феодор Иоаннович был третьим сыном Ивана Грозного и последним представителем династии Рюриковичей, родился 11 мая 1557 г. Уже жизни его называли блаженным: он мало вмешивался в дела правительства, а его поступки часто казались ненормальными и даже потрясали близких ему людей. Так, во время коронации будущий царь заявил, что он утомился, и, не дождавшись окончания столь значимого действа, он просто отдал шапку Мономаха (символ царствования) боярину Мстиславскому, а «золото яблоко» (державу) – Борису Годунову, что удивило всех присутствующих, ведь тем самым Федор Иоаннович продемонстрировал пренебрежение к тому, что его сажают на царство.

При царствовании Федор Иоаннович часто вел беседы с государевыми чиновниками, часто был в церкви и любил звонить в колокола. Сам Иван Грозный в своих письмах говорил, что Феодор «постник и молчальник, более для кельи, нежели для власти державной рожденный». Историк С. Соловьев описал обычный день царя следующим образом: «Обыкновенно встаёт он около четырёх часов утра. Когда оденется и умоется, приходит к нему отец духовный с крестом, к которому царь прикладывается. Затем крестовый дьяк вносит в комнату икону святого, празднуемого в тот день, перед которой царь молится около четверти часа. Входит опять священник со святою водой, кропит ею иконы и царя. После этого царь посылает к царице спросить, хорошо ли она почивала? И чрез несколько времени сам идет здороваться с нею в средней комнате, находящейся между его и её покоями; отсюда идут они вместе в церковь к заутрени, продолжающейся около часу. Возвратясь из церкви, царь садится в большой комнате, куда являются на поклон бояре, находящиеся в особенной милости. Около девяти часов царь едет к обедне, которая продолжается два часа… После обеда и сна едет к вечерне… Каждую неделю царь отправляется на богомолье в какой-нибудь из ближайших монастырей».

Благодатное правление

Феодор Иоаннович – одна из самых загадочных фигур русской истории, ведь даже современники по-разному смотрели на царя. Английский путешественник, гостивший и в России, Джером Горсей писал, что русский царь «прост умом», а французский солдат, принятый на русскую службу в качестве капитана одной из рот Борисом Годуновым, в своих воспоминаниях называл Феодора Иоанновича «государем весьма простоватым, который часто забавлялся, звоня в колокола, или бóльшую часть времени проводил в церкви». Иностранным путешественникам казалось очень странным, что русский царь так много своего времени посвящает церкви. Правда, не все иностранные гости видели в русском царе что-то для них непонятное. Например, голландский купец Исаак Масса, торговавший в Москве, говорил, что русский царь «очень добр, набожен и весьма кроток», что он был столь благочестив, что часто желал променять свое царство на монастырь, ежели бы только это было возможно».

Но как бы не оценивали образ царя его современники и потомки, время правления Федора Иоанновича было одним из самых благоприятных для России. Так, в восточной Сибири был побежден хан Кучум, который совершал набеги на русские земли, была победа над крымским ханом Газы Гиреем. После этих побед набеги татаро-монгол на Русь прекратились. Была окончена и Русско-шведская война 1590-1595 гг., в результате чего Русь возвратила себе владение побережьем Балтийского моря.

Важным событием для истории России стало и утверждение Федором Иоанновичем патриаршества. До середины XV в. Русская Церковь относилась к патриархату Константинополя, но в 1448 г. Собором русских архиереев был возведен на кафедру митрополита Московского и всея Руси епископ Рязанский Иона. Сделано это было без ведома константинопольского патриархата, ведь Москва стремилась к самостоятельности, независимости от Византии.  В 1453 г. Византия и вовсе пала под натиском турок, после чего на Руси и была высказана идея о том, что Москва – это «третий Рим», т. е. Москва становится преемницей христианства, ведущего свою историю от Рима и Византии (Константинополь называли еще и вторым Римом). Обретение Россией патриаршества при Феодоре Иоанновиче усилило значение Москвы в христианском мире. Первым русским патриархом стал патриарх Иов, назначенный на престол сонмом русских епископов и царем Феодором.

Как оказалось, царь, вызывавший своим поведением недоумение у многих современников, принес много благ для государства. В народе это время называли одним из самых благодатных для России.

Феодор Иоаннович и Царевококшайск

При Феодоре Иоанновиче шло активное строительство: были построены: Обдорск (в устье Оби), Саратов, Тюмень, Самара и еще ряд известных городов. Многие из них сначала были городами-крепостями, что было необходимо для охраны границ от нашествий неприятеля. Таким городом стал основанный в 1584 г. по указу Феодора Иоанновича Царевококшайск. Изначально это было военное укрепление, имевшее со всех сторон земляной вал и деревянные стены. До XVIII века город был полностью деревянным, поэтому здесь часто случались пожары. Но зато в скором времени после его основания здесь были построены две церкви: Воскресенская и Троицкая.

Поскольку город нес военную (оборонительную функцию), то и руководил им человек военный. Первым таким руководителем стал воевода Иван Андреевич Ноготков-Оболенский, супруга которого была дальней родственницей Бориса Годунова. Вокруг вновь построенного города-крепости начали образовываться поселения – небольшие деревеньки, жители которых снабжали всем необходимым поселенцев Царевококшайской крепости. Через несколько лет после своего основания город утратил функцию военной крепости, стал административным центром.

Таких ситуаций, похожих на первые годы истории Царевококшайска, было много. Построенные как военные сооружения, такие крепости начинали существовать просто как города, вокруг которых начинали строиться дороги, появлялись небольшие деревеньки, жители начинали заниматься не военными делами, а обычными промыслами: рыболовством, охотой, земледелием, продажей результатов своего труда. Так при Феодоре Иоанновиче разрасталась Россия, так появлялись в это время новые города. И один из них – Царевококшайск.          

Память о Феодоре Иоанновиче

При правлении царя Феодора страна жила мирно: закончились войны, были смещены со своих постов продажные чиновники, строились новые города, Россия закрепила за собой земли в Восточной Сибири и на Урале, Русская церковь окончательно обрела свою независимость. В возрасте 41 года, 7 (20) января 1598 г. Феодор Иоаннович скончался. До нас дошло свидетельство Патриарха Иова о том, что перед своей смертью Федор Иоаннович общался с кем-то незримым и называл этого невидимого гостя великим Святителем, а в момент кончины царя, согласно преданию, в Кремле ощущалось благоухание. Сам патриарх Иов совершил над умирающим царем таинство Елеосвящения и причастил его Святых Христовых Таин.

Феодор Иоаннович не оставил после себя потомства, на нем закончилась династия Рюриковичей. Следует отметить, что в годы своего правления он правил страной не один, помогал ему в этом Борис Годунов, возглавивший государство после кончины царя Феодора. До сих пор идут споры о причине смерти Феодора Иоанновича: либо скончался он от болезни, либо был убит Борисом Годуновым.

Уже многие современники царя Федора высоко оценивали его правление. В одной из летописей, например, сообщается: «А царствовал благоверный и христолюбивый царь и великий князь Феодор Иванович... тихо и праведно, и милостивно, безмятежно. И все люди в покое и в любви, и в тишине, и во благоденствии пребыли в те годы…». Кончина царя воспринималась как большая трагедия. В одной из летописей о смерти Феодора Иоанновича мы читаем: «Солнце померкло и прекратило движение своё, и Луна больше не дарует свет свой, и звёзды упали с небес». Почитание царя началось уже вскоре после его кончины: уже в начале XVII века стали появляться иконы с его изображением в нимбе, а св. патриарх Иов составил «Повесть о честном житии царя Феодора Иоанновича».  

Царю Феодору сегодня установлены памятники в нескольких российских городах, есть таковой и в Йошкар-Оле. Он был открыт 4 ноября 2009 г., в День народного единства и 89-й годовщины образования республики Марий Эл. Первоначально памятник находился на территории Царевококшайского кремля, но в 2011 г. был перенесен на Воскресенскую набережную. Сейчас напротив памятника Федору Иоанновичу как государю, принявшему участие в становлении Царевококшайска, на противоположном берегу Кокшаги расположен памятник Святейшему Патриарху Алексию II, по благословению которого была образована Йошкар-Олинская и Марийская епархия, выделенная 11 июня 1993 г. она была выделена из состава епархии Казанской.

Память святого благоверного Феодора Иоанновича совершается в день его преставления 7 (20) января и в Неделю перед 26 августа (8 сентября) в Соборе Московских святых.