Публикации

Школа как социальный институт в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения 949

9 февраля 2022г.
Автор: Протоиерей Евгений Сурков, директор Гимназии им. Прп. Сергия Радонежского г. Йошкар-Олы

Обращаясь к указанной теме, нельзя прежде всего не высказать глубочайшего уважения к школе как особому роду духовного производства – воспроизводства твердо найденных, значимых мотивов и форм, образующих русло человеческой деятельности и условия совершения человека. Но то, что уважают и ценят, – за тем и смотрят, с того время от времени и спрашивают.

Школа интересна и сама по себе, как смысловое единство, как произведение культуры народа в данную эпоху. Она может быть уподоблена художественному произведению и формально – как гармония составляющих её дисциплин и практик, и содержательно – как обладание некоей миссией, одушевляющий труд. Дело школы, как она сознает себя издревле, дать такое представление об окружающем мире, в котором человек мог бы быть доверительно-активным деятелем. Школа мотивирует нелегкий учебный труд видом на какое-то ремесло, профессию. Но каждое дело, лежащее в основе профессии, кроме технических приемов содержит некий идеальный уровень, общий подход, извлечение из мировоззрения данного народа, его культурное предание. Под прикрытием профессионального обучения школа, таким образом, внушает человеку сумму необходимых, прежде всего духовных ценностей. Она называет человека: кто он, показывает цель работы поколений, открывает нравственный закон в человеке как чудо его природы. Все это – необходимое конкретное решение основного противоречия человека: между его телесным началом и духовной природой его личности. Это, так сказать, глубинная суть всего процесса образования и школьного дела.

 С точки зрения социологической науки школа обладает и всеми признаками социального института.

 Социальный институт — это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет весомые общественные ценности и процедуры, которые удовлетворяют основные нужды общества. Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или другую необходимую жизненную функцию. Социальный институт обеспечивает нас основными привычками и установками, определяет конкретные нормы, устанавливая свои общественные рамки. Школа, как социальный институт, выполняет роль искусственно сформированной естественной жизненной среды. Среда, которая функционирует как маленький мир со своим условным делением. Делением на материки (классы), государства (начальная, средняя, старшая школа). С ветвями правления (директор, завуч, учитель), народом (ученики). Здесь впервые приоткрываются границы понятий «хорошо и плохо», «чисто и грязно», «верно и неверно», «друг и враг», «начальник и подчиненный». Этот перечень можно продолжать еще и еще, ведь школа дает грунт, основу для жизни, на которой, как на фундаменте, держится все.

Школа как социальный институт образуется по заказу социума и, выполняя его социальный заказ, образует всевозможные связи с другими социальными институтами – семьей прежде всего, другими образовательными и воспитательными системами, экономическими и государственными институтами, церковью, в последнее время, кажется, особенно плодотворно. О великой значимости школы как социального института американский педагог Джорж Дьюи говорил, что «школа постепенно может создать такой тип общества, который нам хотелось бы видеть. Влияя на ум в этом направлении, мы постепенно изменили бы и взрослое общество».

 Будем помнить о том, что кроме явных и латентных функций социального института существует понятие и о дисфункции. В институте образования это проявляется, например, в том, что в индустриальном обществе уровень образования, и школьного в том числе, не соответствует запросам быстро развивающееся экономики. Если институт образования не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, или готовит не тех специалистов, которых требует экономика, то ни развитых индивидов, ни первоклассных профессионалов общество не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь рутинеров, дилетантов, полузнаек, а значит, институты экономики окажутся не в состоянии удовлетворить потребности общества. Так функции превращаются в дисфункции, плюс – в минус. Но ещё более печальные результаты дисфункции в институте образования возникают там, где школа плохо выполняет одну из главных своих функций – целенаправленное воспитание обучающихся, или вовсе сознательно отказывается от этого.  

Таким образом, понимание глубинной сути процессов образования и воспитания, и внешних формальных признаков существования школы в социуме как социального института со всеми его составляющими частями,  действующими элементами и связями позволит нам понять и сформулировать основные принципы и направления духовно-нравственного воспитания обучающихся в условиях современной школы.

Духовно-нравственное воспитание должно прежде всего и раньше всего закладываться в семье, в одном из главных социальных институтов общества.  Все темы, касающиеся воспитания детей, возможно обсуждать только внутри того целого, что представляет собой семья – это средоточие всего для ребенка. Самым важным является то, какие образы воспринимает душа с младенчества, а они выстраиваются не иначе, как в доме, в семье. Развитие ребенка, систему ценностей и духовную цель его жизни полагают родители. Следуя доброму примеру папы и мамы, дети усваивают истинные жизненные ценности и находят лучшее применение своим физическим и умственным силам. Но сейчас часто состояние современных семей иначе как кризисом и не назовешь. Последствия кризиса семейного воспитания всецело переходят в школу. В результате чего школа, как социальный институт, который прежде всего и должен опираться на семью, остается часто один на один с проблемами воспитания, а порой и просто отсутствием семейного начала в воспитании. Таким образом, одной из главных задач духовно-нравственного воспитания становится возрождение традиций семейного воспитания, всемерное укрепление семьи, воспитательное воздействие и педагогическое сопровождение не только обучающихся, но и их родителей. Субъектом воспитательной функции школы, таким образом, становится не только обучаемый, но его родители, семья.  

С точки зрения христианских традиций подготовка к семейной жизни включает в себя понимание особой роли человека во вселенской иерархии. Определив свое место в семейной иерархии, которая является частью иерархии вселенской, ученик знакомится с такими понятиями, как долг и ответственность, со своими будущими обязанностями матери или отца и с настоящими обязанностями сына или дочери. Подготовка к материнству и отцовству требует осознания ценности семьи, понимания необходимости сохранения чистоты и целомудрия до брака как условия благополучия семейной жизни и рождения здоровых детей. В семье каждый из нас впервые, через послушание старшим, осознает понятие авторитета, что является основой для формирования такого качества как законопослушание, без которого невозможно и гражданское воспитание. В семейной жизни искореняются ростки себялюбия и эгоизма, воспитывается жертвенная любовь к ближним, вплоть до способности самопожертвования ради близких. Жертвенность является основой и патриотического воспитания.

Семья одновременно является малой церковью, хранительницей народных традиций и ячейкой гражданского общества. Пренебрегая в содержании образования подготовкой к семейной жизни на основе традиций, практически невозможно найти духовную и логическую основу для всего цикла гуманитарных и общественно-политических дисциплин, отражающих социальную сферу жизни человека. (Конкретные инструменты и формы семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы как основных социальных институтов будут рассмотрены на заседании соответствующей секции в гимназии).

Таким образом, одним из главных направлений и принципов духовно-нравственного воспитания в школе является укрепление института семьи,  связи поколений, развитие и формирование традиций семейного воспитания.

Государственные, экономические и даже политические институты общества также входят в тесное взаимодействие со школой как социальным институтом. И здесь имеются свои направления духовно-нравственного воспитания. Как было уже сказано, гражданское и патриотическое воспитание, находящееся в тесной связи с семейным воспитанием, находит свои основания в христианском понимании земного Отечества как преддверия Отечества небесного, по мысли святого праведного Иоанна Кронштадского. Следует отметить, что патриотизм не ограничивается только любовью к Отечеству, а возвышается до уровня жертвенного отношения к нему, до желания в случае необходимости отдать за него жизнь, до решимости вынести со своим народом любые испытания, скорби и лишения. Но надо понимать, что на подвиг и самоотречение способны люди, живущие вечной жизнью, знающие о ней и о своей бессмертной душе.

По мысли Ивана Ильина, воспитание гражданина более всего связано с духовно-нравственными основами жизни человека. Безнравственные, честолюбивые люди, карьеристы и демагоги, властолюбивые авантюристы и преступники не могут быть опорой государства. И.В. Ильин писал: «Государство есть организованное общение людей, связанных между собой духовной солидарностью и признающих эту солидарность не только умом, но и поддерживающих её силою патриотической любви, жертвенной волей, достойными и мужественными поступками»

Вместе с тем, нельзя не отметить, что школа, как социальный  институт, испытывает на себе и негативное влияние в связи с изменениями экономической, политической, социальной ситуации. Так, ориентация на рынок труда вытесняет из образовательной сферы понимание уникальности человеческой личности, её высокого предназначения, для системы образования возникает опасность стать безличной. Цель и смысл человеческой жизни низводятся до полезности человека в конкретной экономической и политической системах, что естественно приводит к конкретным педагогическим целям, среди которых определяющими являются социальная адаптация и профессионализация. В такой системе образования практически не остается места общеобразовательной или университетской подготовке и духовно-нравственному воспитанию. Первое заменяется получением необходимой начальной грамотности, второе – коммуникативными тренингами и технологиями общения. В этой ситуации школа и может и должна отстаивать свое понимание содержания образования, основанное как на инновациях, так и на многовековых традициях, в том числе и христианских, согласно которым жизнь человека нельзя рассматривать только как земную, её следует рассматривать как Богом данную вечную жизнь.

Полезность человеческой жизни определяется не только рынком труда: она – в главном – определяется тем, что Бог призвал каждого из небытия в бытие, а значит, у каждого человека есть свое предназначение в этом мире. В жизни каждого человека есть своя логика, следовательно, определенная логика должна лежать в основе содержания образования. Понять эту логику возможно, только если видеть в системе образования живого человека, осознавать, в какой мир человек пришел, с чем он столкнется в этой жизни, куда отправится дальше.

И наконец, в вопросах духовно-нравственного воспитания в современной школе нельзя не опираться на такой социальный институт, как Церковь, вернее на то духовное сокровище, которое в Церкви хранится и которым она готова бесконечно делиться с каждым вопрошающим.

Основным препятствием сотрудничества между двумя важнейшими социальными институтами является до сих пор ложно понимаемые и ложно толкуемые понятия светскости и клирикальности.  В традиционном историческом, европейском понимании термин «светский» значит – не контролируемый и не финансируемый церковью. Ярким примером могут служить два известнейших мировых центра образования – Кембриджский и Оксфордский университеты. Первый изначально был светским, а второй долгое время – клирикальным, хотя занимались они одним и тем же, но Оксфорд подчинялся церкви и именно поэтому его преподаватели – вполне гражданские люди, не священники, были клириками.   Именно в этом смысле наше государство и наша система образования – светские. Никакие церковные законы и постановления не являются обязательными для исполнения государства и светской школы. Вместе с тем, церковь вполне может и даже должна высказать свое мнение по поводу тех или иных событий в государстве, дать им морально-нравственную оценку. Школа и государство, таким образом, как бы тесно ни сотрудничали с церковью, никогда не перестанут быть светскими.

Вместе с тем, в литературе встретилось и такое не статусное, а содержательное понимание слова «светский»: духовная сфера жизни человека является основой содержания светского образования. Слово «светский» в своем корне имеет слово «свет». Светское образование должно освещать, а значит, и просвещать человека, позволяя ему не только иметь знания, опыт, эрудицию, но и духовно осмысливать суть изучаемых явлений. Светское образование призвано возвысить человека до Божественной высоты, в отличие от атеистического, низводящего человека до животной самодостаточности. Весь мир, который принято называть цивилизованным, живет в атмосфере христианской культуры. Россия на протяжении тысячи лет создавала свои традиции на основе христианских ценностей. Без понимания христианства ребенок не способен освоить русскую и мировую культуру  

Вот как о взаимном сотрудничестве писал К.Д. Ушинский: «… дело народного воспитания должно быть освящено Церковью, а школа должна быть преддверием Церкви», «Воспитывайте детей не вне Церкви и не рядом с нею, а в самой Церкви и вместе с нею».

Но, к сожалению, история системы образования в России есть история постепенного разрыва школы и церкви. Потеряв спасительный благодатный покров Православной Церкви, школа стала терять не только религиозно-нравственные основы своего бытия, но и свое национальное лицо.

 И вот только сейчас, уже в новой России, складывается уникальная ситуация, когда все социальные институты общества могут объединиться в национальном возрождении народа, что, по сути, и может быть сердцевиной так долго искомой национальной идеи. И школа, как социальный институт должен быть в самом центре процессов возрождения. В связи с этим, происходит и переосмысливание самих подходов к содержанию образования. Новые образовательные стандарты во многом направлены как раз на глубокий индивидуальный подход к личности обучаемого, процессы социальной адаптации строятся на выработке осмысленных и ясных позиций в отношении различных институтов общества. Значительное внимание уделяется и духовно-нравственному воспитанию.

Вверенная мне Гимназия строит свою деятельность на основе духовно-нравственных ориентиров, сочетая стремление к высокому уровню образования с формированием целостного мировоззрения обучаемых. Методологической основой этого процесса является выработка общих принципов воспитывающего образования, когда само образование не разрывается на части и отдельные составляющие, а формируется единая ткань воспитательного пространства, которая включает в себя,  и урок, и внеурочную деятельность, и образовательные области и воспитательные мероприятия.

Таким образом, значимость духовно-нравственной составляющей в образовательном пространстве школы как социального института становится очевидной и необходимой. И само духовно-нравственное воспитание требует своего осмысления и конкретного воплощения как основы воспитательных процессов и формирования общих подходов к совершенствованию образовательной системы.