Публикации

К святыням древней Тавриды 81

30 сентября 2021г.
Автор: Светлана Поздеева, «Мироносицкий Вестник» №№9-10 2021 год

В нынешнем году экскурсионно-паломническая служба «Елеон» Йошкар-Олинской и Марийской епархии организовала три автобусных поездки по программе «Крым православный» – в июле, августе и сентябре. Впечатлениями от первой из нихподелилась руководитель группы Светлана Поздеева.

Вот уже третий год, по милости Божией, я принимала участие в паломнических поездках по Крыму. И каждая поездка удивляет: каждый раз открываешь для себя Крым по-новому. На сей раз группа собралась разновозрастная, программа – очень насыщенная, хотя было и несколько дней приятного отдыха на море… Будем надеяться, что те зерна, которые были посеяны в сердца паломников при посещении святынь древней Тавриды – колыбели православия на Руси – принесут добрые всходы.

У святителя Митрофана

Итак, 15 июля наша группа на большом комфортабельном автобусе отъехала от Православного центра Йошкар-Олы. На следующее утро мы прибыли в Воронеж и приняли участие в ранней Божественной литургии в Благовещенском соборе.

Небесным покровителем Воронежской земли и одним из самых почитаемых воронежских святых является святитель Митрофан. Когда в 1682 году была образована Воронежская епархия, царь Федор Алексеевич предложил первым ее епископом назначить игумена Митрофана. За время его деятельности в епархии было возведено множество новых храмов. Святитель Митрофан поддерживал строительство флота в Воронеже, начатое Петром I, жертвовал средства на кораблестроение. Скончался он в 1703 году. Его похоронили в Благовещенском соборе с большими почестями. Сам царь Петр I помогал нести гроб святителя. Спустя около 100 лет после кончины святителя люди стали сообщать о многочисленных чудесах, связанных с его заступничеством. В 1832 году по решению Синода гроб епископа Митрофана был открыт, а сам святитель канонизирован. С декабря 2009 года его мощи почивают в Благовещенском соборе в малахитовой раке, изготовленной уральскими мастерами-камнерезами. А в Покровском кафедральном соборе митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий распорядился оставить частицу мощей, которая находится в специальном ковчежце. Множество людей притекают к святителю и по вере своей получают просимое…

В чем помогает чудотворец? К святителю Митрофану принято обращаться во многих случаях. Он благословлял, направлял многих при жизни, не оставляет также при обретении небесного покоя: святого праведника просят о получении хорошей работы; старец помогает найти семью, обрести счастье материнства; святого просят о душевном равновесии, об укреплении веры, нахождении смысла жизни. Отстояв молебен после Литургии и приложившись к мощам святителя, мы погрузились в автобус и направились к Крыму.

Первый день в Крыму

Многие паломники ехали в Крым впервые, и с нетерпением ждали проезда через знаменитый Крымский мост – самый длинный в Европе, протяженностью 19 километров. Проезжали его ночью – чтобы не пропустить это зрелище, я разбудила всех заранее. Вот, наконец, и мост – при подсвеченных арках на фоне темного неба он выглядит очень красиво. Встретили мы его аплодисментами и дружным «Ура!».

Рано утром 17 июля, в субботу, автобус прибыл на место нашей стоянки – в поселок Андреевка под Севастополем. Разместившись, первым делом мы дружно направились к морю. И как тут не вспомнить строки из очерка И.А.Гончарова: «…Кто на море не бывал, тот Богу не маливался, говорит пословица: да, это правда; но не от страху молится на море человек, а оттого, что ближе чует Бога над собой и явственно видит чудеса Его руки. Как горячо вы будете плакать и молиться, когда будете стоять с этими роскошными чудесами мироздания!»

Море встретило нас ласково – теплой водой и спокойной водной гладью. Купались долго – не хотелось освобождаться из его объятий. О море можно рассказывать бесконечно долго. Очень часто каждый из нас видит в нем только свое – личное и неповторимое. Море таинственное и загадочное. Оно живое, море дышит и притягивает…

Некоторые из паломников отправились в местный храм Державной иконы Божией Матери на вечернюю службу. Был день памяти Царственных страстотерпцев. В этот день Церковь чтит память семьи последнего российского императора Николая II, расстрелянных в ночь 17 июля 1918 года в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге. Так прошел наш первый день пребывания в Крыму.

Херсонес – колыбель русского христианства

18 июля наш путь лежал в Севастополь, в древний город Херсонес, который называют «Русские Помпеи», так как он представляет собой руины античного греческого полиса.  И эти величественные руины никого не оставляют равнодушными, а тайны древности манят каждого, кто к ним прикоснулся. Оказавшись в Херсонесе, первым делом мы направились во Владимирский кафедральный собор, который стоит недалеко от моря, на месте с тысячелетней историей. Перед нами предстал великолепный двухэтажный храм. Затаив дыхание, мы переступили его порог… С открытым сердцем прикладываемся к святыням. Время как будто остановилось, чтобы мы смогли ощутить ту неповторимую атмосферу молитвы, которая манит сюда сотни тысяч паломников.

После службы мы пошли гулять по центральной площади – Агоре. В глубокой древности на ней располагались храмы и алтари, статуи олимпийских богов, проходили заседания народного совета. С принятием христианства Агора обогатилась новым архитектурным ансамблем из семи храмов. Именно здесь более тысячи лет назад киевский князь Владимир принял православную веру.  В середине XIX века на этой территории возвели собор, носящий его имя. Невозможно пройти мимо античного амфитеатра – единственного сохранившегося античного театра не только в Крыму, но и во всей России. Визиткой древнего города является Херсонесский колокол, отлитый в 1778 году в Таганроге из трофейных турецких пушек по указу государя Александра I.

За один день невозможно полностью осмотреть удивительный Херсонес. В его двухтысячелетней истории сплелись судьбы миллионов людей с их нравами, обычаями, мечтами, победами и поражениями. Это город беломраморных колонн, руин старинных храмов, колокольного звона, звуки которого смешиваются с криками чаек и шумом морского прибоя. А наш путь лежал к «стопочкам» Андрея Первозванного. По преданию, Христов апостол проповедовал в этих краях. И так усердно и горячо молился, что камень расплавился, оставив на память отпечаток стопы святого. Впоследствии это место стало священным для христиан. Но с годами и веками его почитание уменьшилось, а в безбожные советские годы святыня была утеряна вообще, местонахождение ее забыто, и лишь в 2011 году найдено вновь.

Преодолев крутой спуск, мы, наконец, оказались у «стопочки». На камне ясно виден отпечаток босой человеческой ступни. Он слишком правильный, четкий и детальный, чтобы быть «произведением» ветра и волн. Как будто тот, кто оставил этот след, стоял не на твердой каменной глыбе, а на мягкой глине. Камень находится всего в нескольких метрах от кромки моря. При западном ветре волны захлестывают отпечаток, и он наполняется водой. К «стопочке» уже началось паломничество и зафиксированы неоднократные факты чудесного исцеления от тяжких болезней.

Мыс Фиолент и город-спутник Инкерман

Далее мы отправились на мыс Фиолент, где расположен православный монастырь Святого Георгия. По легенде, в 891 году греческих мореплавателей вблизи Фиолента настигла морская буря. Судно несло прямиком на скалы, но когда моряки начали молиться Георгию Победоносцу, буря стихла. В знак благодарности они соорудили на этом месте пещерную церковь, а на вершине скалы установили крест. Сюда приезжали русские цари и выдающиеся личности, в том числе Александр Сергеевич Пушкин. Георгиевская скала у мыса Фиолент вдохновила поэта на многие стихи. Мыс Фиолент – это красота Божьего мира, практически нетронутая человеком. Виды потрясающие, они никого не оставят равнодушным и будут притягивать сюда постоянно…

Следующий наш маршрут – город Инкерман, находящийся в черте города Севастополя. Он является его спутником и расположен в самом начале Южной бухты, там, где река Черная впадает в Черное море. Инкерманский Свято-Климентовский монастырь – один из самых древних христианских монастырей на территории бывшего Советского Союза, а пещерные помещения, вырубленные в Монастырской скале, считаются прибежищем первых христиан в Крыму. На плато сохранились и развалины древней крепости Каламиты. Как гласит легенда, в 98 году сюда был сослан за проповедь христианства императором Траяном Святой Климент, папа Римский, рукоположенный самим апостолом Петром. Тут он встретил 2000 христиан, осужденных на горные работы, которым не хватало питьевой воды.  Узнав об этом, святой Климент сказал: «Помолимся Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он своим последователям открыл источник живой воды, подобно тому, как открыл жаждущему Израилю в пустыне, когда разбил камень и потекла вода; и получив такую благодать Его, – возвеселимся». После этого взял лопату и открыл источник воды. Многие после этого уверовали в Христа и приняли крещение. За продолжение проповедей святой Климент в 101 году по приказу Траяна был утоплен, а на месте каменоломен в VIII-IX веках был основан монастырь.

Попасть в пещерные храмы можно через монастырский дворик. Один вход через общий коридор ведет сразу к трем пещерным храмам. При входе находится склеп-костница, где собраны черепа иноков и защитников монастыря. На стекле надпись: «Мы были такими же, как вы, – вы будете такими же, как мы». Кости напоминают об афонской традиции вскрывать могилу и по состоянию останков определять, принята ли душа человека Господом. Главный храм монастыря, освященный во имя святого священномученика Климента, – это один из самых больших пещерных храмов Крыма. Он имеет форму базилики. Все три пещерных храма действующие. Места тут немного, поэтому богослужения по праздникам совершаются в уже восстановленном наземном храме Святой Троицы. Это еще одно интересное место, в котором стоит побывать.  Менялись хозяева этих мест, религия, которую они исповедовали, порядки, вводимые ими, но одно оставалось неизменным – это яркая, немеркнущая красота, окружающая угрюмые скалы, в коих высечен Инкерманский пещерный монастырь. Так завершилась наша поездка в Севастополь, и мы, полные впечатлений, вернулись в Андреевку.

В окрестностях Ялты

20 июля наш маршрут лежал в сторону Ялты. Направились мы в Ливадийский дворец – одну из самых ярких жемчужин Крыма. Дворец впечатляет своим величием, роскошью. Он создавался как летняя царская резиденция.  Думаю, что эта тема интересна каждому человеку – история родового гнезда семейства, которое несло тяжелый груз ответственности за бескрайнюю Россию и ее народ… Во дворце для нашей группы была организована экскурсия. Мы узнали о жизни императорской семьи и о событиях февральской конференции 1945 года. Посетили приемную Николая II, будуар императрицы, детские комнаты и уютную домовую церковь Романовых.  Любой предмет, принадлежащий членам семьи Романовых, хранит отпечатки их характеров, стремлений, убеждений и чаяний.  В наше время мы можем читать эту открытую книгу и сохранять в сердце память об этих замечательных, жертвенных людях.

Отдельным объектом осмотра является природно-ландшафтный парк в окрестностях дворца. Здесь встречается множество видов декоративных деревьев. На прекрасных извилистых аллеях можно увидеть различные фонтаны, перголы, увитые розами и виноградом. Отдохнуть в Царской, Розовой, Лавровой или Турецкой беседках. Отовсюду будет открыта прекрасная морская панорама, ибо парковая территория находится на значительном возвышении, что увеличивает широту обзора.

Побывали мы и в потрясающем Форосском парке, в котором произрастает не один десяток экзотических растений. Обе эти достопримечательности в Форосе появились благодаря купцу первой гильдии А.Г. Кузнецову, выделившему средства на их создание. Несмотря на то, что Форосский парк заложили еще в 1834 году по приказу генерала Н.Н. Раевского, именно при Кузнецове он стал одним из лучших на южном побережье Крыма. Можно спуститься по тропинкам к морю, прогуляться вдоль побережья, посидеть в тени на многочисленных лавочках, слушать шум накатывающих волн и вдыхать запахи моря…

Одним из самых известных крымских храмов, пожалуй, является храм Воскресения Христова, или, как его чаще называют, Форосская церковь. Она словно парит над землей, и у каждого, кто видит ее, невольно рождается вопрос: кто и почему построил церковь в таком необычном месте – на скале, на краю почти вертикального обрыва? С появлением храма связано множество легенд. Одна из них повествует о том, что юная дочь (по другой версии – возлюбленная) хозяина форосского имения купца Александра Кузнецова однажды каталась в горах. Вдруг лошади, испугавшись чего-то, обезумели и понесли ее экипаж прямо в пропасть. Сдержать их было невозможно, казалось, гибель неминуема. Но на самом краю обрыва кони вдруг резко остановились, словно перед ними поднялась невидимая стена. И тогда купец в честь чудесного спасения дочери решил построить на этом месте храм. Эта красивая история, однако, не имеет под собой реальных оснований. Хотя храм действительно был построен в память о чудесном спасении, но не купеческой дочери, а императорской семьи.

Помолившись в храме, приложившись к святыням и заказав требы, мы отправились в обратный путь.

Пещерный монастырь в Мангуп Кале

21 июля, в праздник Казанской иконы Богородицы, мы побывали в Мангуп Кале, в монастыре, который вырублен в скале, нависающей над Адым-Чокракской долиной. Путь к храму был нелегок, пришлось преодолеть довольно крутой подъем. Однако теперь, стоя на этих уступах – на первый взгляд очень хрупких, но на самом деле выдержавших миллионы паломников – и вдыхая воздух необычайной чистоты и даже ощущаемой в нем высоты, я начинаю чувствовать себя уже немного подготовленной к тому, чтобы войти в храм, который так близок к небу и так труднодоступен для земной повседневной жизни. Храм принимает всех. Это веками намоленное место радушно открывает свои врата перед всеми путниками, чьи взоры устремлены ввысь. Монастырь существует с VI века. Труднодоступное для врагов горное плато Мангуп привлекало людей и в более ранние эпохи.  В этой церкви Благовещенского монастыря княжества Феодоро хранится икона Богоматери Феодоровской – покровительницы рода Романовых. Посетила ли монаршая семья Благовещенский монастырь в Мангупе – остается неизвестным. Краеведы ищут какие-то сведения об этом факте, но, к сожалению, пока безуспешно. Скорее всего, в своих горных крымских путешествиях Романовы до Мангупа так и не добрались – путь туда достаточно тяжелый…

Монастырь обладает еще одной святыней – чудотворной иконой Божией Матери «Скоропослушница», которая многих исцелила от тяжелейших болезней. Помолиться и поклониться этой иконе в Мангуп приезжают тысячи паломников с разных концов нашей планеты. Этот образ является списком с чудотворной афонской иконы Богоматери Скоропослушницы, которая находится в монастыре Дохиар.   

За Литургией в пещерном храме многие наши паломники исповедовались и причастились Святых Христовых Таин. Кажется, здесь и молитвенное настроение другое: слова молитвы звучат искренне, насыщены огнем любви. Возникает радость в душе оттого, что мы имеем возможность говорить со Спасителем своим, со Христом, любящим нас бесконечно. Слава Тебе, Господи, что у нас есть эта возможность! После службы, пообщавшись и потрапезничав с игуменом монастыря, мы продолжили свой путь.

К святителю Луке

23 июля едем в столицу Крыма – Симферополь.  Уже издалека виднеются купола красивой православной церкви – это Свято-Троицкий собор, находящийся на территории действующего одноименного женского монастыря. Но для многих он известен как храм святого Луки. Так как Свято-Троицкий собор был кафедральным, то именно с ним были связаны последние полтора десятка земной жизни святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Умер он в 1961 году, в 1995 г. был причислен к лику святых, а в марте 1996 г. его мощи перенесли в храм, которому он отдал так много своих сил. Сейчас они почивают в главном зале, в серебряной раке, и являются одной из главных здешних святынь.

Справа от входа в Свято-Троицкий собор приютилось маленькое здание – Музей святителя Луки, в котором мы побывали после службы. Здесь нам рассказали о владыке Луке – этот гениальный хирург, посвятивший себя служению людям, перенес в своей жизни множество скорбей, гонений и испытаний. У него умерла жена, оставив сиротами малолетних детей, а сам он после этого принял монашество и священный сан. За твердую веру его постоянно преследовали и мучили, отправляли в самую далекую ссылку, за 230 верст севернее Полярного круга, где даже птицы замерзали на лету и камнем падали на землю… О своей ссылке владыка говорил коротко: «Куда меня ни пошлют – везде Бог». Во всех испытаниях, выпавших на его долю, святитель не терял мужества и веры. Он помогал всем, кто встречался на его жизненном пути, и советовал духовным чадам: «Главное в жизни – всегда делать людям добро. Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое». Внешне святитель Лука был очень высоким, могучего телосложения, величественным. На этом избраннике Божием почивала такая благодать, что когда он входил в любое помещение, вставали даже неверующие люди...

Радует, что нам посчастливилось помолиться за Литургией около мощей святителя Луки, приложиться к ним, причаститься Святых Христовых Таин. Побывали мы также в главном соборе Симферополя во имя святого благоверного князя Александра Невского и других храмах города.

Крымская лавра

25 июля мы отправились в Бахчисарай – на Божественную литургию в Успенском мужском монастыре – его называют еще «Крымской лаврой». Корни обители уходят в седую древность христианства. На сегодняшний день это один из крупнейших монастырей полуострова, известный и посещаемый. Он расположен в Мариам-Дере, ущелье Святой Марии. По преданию, монастырь начался с церкви на месте явления образа Божьей Матери «Одигитрия». В праздник Успения Пресвятой Богородицы пастух заметил огонек, мерцающий высоко в скальном массиве. Поднявшись по уступам, он нашел икону, перед которой горела свеча. Со всем почтением отнес он икону хозяину. Утром хозяин захотел помолиться Пречистой Богородице, но образа в доме не нашел. Икона чудесным образом снова переместилась на скалы. Из уважения к воле Богородицы, хозяин велел прорубить в скале ступени, а наверху вырубить церковь в честь праздника Успения, в который была явлена икона. В эту скальную церковь и перенесли образ. А само ущелье, где расположилась Успенская церковь, получило название в честь Девы Марии – ущелье Мариам-Дере. Каждый раз, когда приезжаю на это святое место, искренне удивляюсь тому, как пробивались ростки веры сквозь жесткую почву, многовековые препоны, смертельные угрозы и кровавые расправы над молитвенниками… Сам дух монастыря наполняет душу невыразимым чувством покоя и умиротворения. А Бахчисарай до сих пор сохраняет свой неповторимый колорит, напоминающий о давней эпохе Крымского ханства.

Путь домой

Утор 27 июля – отъезд домой. Накануне вечером прощались с морем, жаль было покидать его. Ласковые волны, как бы чувствуя наш отъезд, бились о причал, вздымая пену…

По пути из Андреевки побывали еще в нескольких святых местах: заехали в село Топловка, где посетили удивительный монастырь, основанный рядом с греческой деревушкой Топлу. По преданию, здесь во II веке приняла мученическую кончину святая Параскева, а на месте усекновения ее главы забил источник. Он и поныне исцеляет страждущих, особенно часто – от глазных болезней. Сохранилось еще предание, что святая Параскева по ночам, особенно под великие праздники, ходит в монашеском одеянии вокруг монастыря и молится. Молча благословляет она встретившегося ей путника, и, если он болен, исцеляет его своим молитвенным предстательством перед Господом.

Далее наш путь лежал в старинный монастырь Сурб-Хач (в переводе с армянского «Святой Крест») – безмолвный свидетель прошлого. В средние века армяне-христиане, массово переезжающие в Крым, привезли со своей исторической родины хачкар – камень-крест.  Он и был заложен в основу одноименного монастыря, построенного в 1358 году рядом со Старым Крымом. У монастыря (как, впрочем, и у всего полуострова) сложилась непростая судьба: его неоднократно перестраивали, грабили и уничтожали. Однако Сурб-Хач возрождался и возвращал себе статус духовного центра крымских армян. Церковь достаточно аскетична: нет привычных для православных христиан богато украшенных стен, золоченых сводов и многочисленных икон. Лишь голые стены и скромный алтарь. Здесь удивительно тихо, спокойно и как-то легко на душе. Даже не хотелось уезжать… Но надо было покидать гостеприимный Крым и возвращаться в Йошкар-Олу.

Конечно, у меня получилось рассказать далеко не обо всех святынях православного Крыма – в небольшой объем невозможно уместить все… Тем не менее, надеюсь, что даже эта краткая информация вдохновит кого-то отправиться в паломничество в древнюю Тавриду. Ангела-Хранителя в дорогу!