Публикации

Игра по творениям святителя Тихона 3879

31 марта 2017г.
Автор: Никита Сурков

Можно много времени проводить, глядя на море, ведь море изменчиво и великолепно своим бескрайним величием. Но вот на горизонте появляется маленькая точка. Она растёт и растёт, и мы вскоре видим перед собой корабль. Скрипя мачтами, он входит в бухту. На палубе работают люди, они сматывают канаты, чистят пушки, смолят палубу, а некоторые из них, бесстрашные храбрецы, взбираясь на крепкую марсовую площадку, спускают огромные полотна парусов. Незакреплённые концы хлопают, как крылья, будто машут на прощанье уходящему ветру. Доски на палубе, пропитанные смолой, глухо скрипят под ногами моряков. Яркие, как серебряные монеты, пушки располагаются по бортам стройными рядами. А надо всем эти творением человеческих рук реют и поют свою песнь чайки.

О чём подумаете вы, когда увидите великолепный, словно вышедший из сказки, парусник? Мечты о путешествии по бескрайним морям, восторг и восхищение переполнят любое сердце. Да, это всё так, но попробуйте, увидев такое чудо, подумать не просто о романтике, а о Боге. Тут уже становится трудновато, ведь корабль – дело рук человека, а не Бога.

А вот Святитель Тихон Задонский посвятил подобным размышлениям всю свою земную жизнь. Глядя на корабль и море, он видел не просто сверкающую воду, громкоголосых чаек и великолепный парусник. Вот его слова: «Видим в мире, что корабли бывают разные, для разных нужд устроенные. Что корабль в море, то и Церковь святая в мире. Без корабля не переплыть море, не спастись от великого волнения волн при шторме. Так и без Церкви святой не спастись человеку в мире. А самое главное, жизнь человека без Церкви безрадостна. Он чувствует себя одиноким». (Отрывок из 114 поучения книги Святого Тихона Задонского).

На что бы ни обращал свой взор святитель Тихон, будь то корабль или свеча, кувшин или зеркало, молодое деревце или прекрасное солнце, он всегда размышлял о Боге. И писал, по крупинкам собирая своё «Сокровище духовное».

Эта книга была написана им для простых людей, ведь основной заботой Святителя была мысль о спасении человека: как помочь людям всегда помнить о Боге и «ходить перед лицеем Божиим».

О написании книги.

Был тихий вечер, сумерки ещё еле-еле подползали к реке, а в небе зажигались первые звёзды. Стрекотание цикады разносилось по округе. Мелодичный звон этого жучка наполнял тихий вечер таинственной музыкой. Налетевший тёплый ветерок, свидетельствующий о середине лета, ласкал и устремлялся вдаль.

На берегу реки был виден силуэт. Человек, примостившийся на деревянной лавочке, которая покосилась от времени, осенял себя крестным знамением. Этот человек был Святитель Тихон Задонский, пришедший на берег Дона, чтобы в тишине, находясь рядом с вечной красотой, помолиться Богу.

Дочитав молитвы, он тихо поднялся и медленно подошёл к гладкой воде. В ней отразился он сам, да ещё бархатное вечернее небо и первые звёзды. Мысли Святителя обратились к таинственной картине летнего вечера, нарисованной Предвечным Художником на воде. Вынув из кармана своего подрясника листок и серый грифель карандаша, он записал: «Видим, в зеркале изображается то, к чему оно обращено. Так и душа человеческая, к чему она любовью обращается и прилепляется, то в ней и изображается. Когда к небу повёрнуто – в ней небо отражается, а когда к земле – тогда земное в ней». (Отрывок из 52 поучения книги Святого Тихона Задонского).

Положив карандаш и листок обратно, Святитель присел и опустил тонкую кисть руки в прохладную воду, почерпнул её. Вода была чистая и прозрачная. Поднявшись, он выплеснул воду под цветок, который благодарно закачал своей головкой, поддавшись порыву ветерка.  Святой Тихон развернул листок и записал: «Жизнь человека похожа на течение воды. От младенчества до старости течет наша жизнь. Все, что ни случается с человеком, минует и проходит: здоровье и болезни, богатство и бедность, веселье и печаль. И нет такого человека, который от рождения до смерти пребывал бы только в благополучии».  (Отрывок из 97 поучения книги Святого Тихона Задонского).

Святитель посмотрел на монастырь, где зажигались в окнах огоньки, встал и зашагал широкими шагами по направлению к монастырским воротам. Когда он подошёл к монастырю, последние обозы с мукой заезжали в ворота. Здесь кипела работа. Кто-то из монахов нёс воду в трапезную, кто-то колол дрова, а некоторые из насельников монастыря расходились по кельям, чтобы закончить день вечерним правилом.

Святой Тихон направился к храму, потому что на невысокой паперти сидел казак, но совсем не такой, какими мы представляем казаков. Нет, на нем не было красного дорогого кафтана, не было пистолетов за кушаком и не имелось при себе коня. На ступенях храма сидел нищий казак. Наверное, бежавший от страшных и суровых правил казачьей жизни, где за мелкую провинность, человека могли убить. На лице Святого Тихона в тот момент можно было прочитать скорбь и боль за этого человека, потому что Святителю, как святому, открывались некоторые человеческие судьбы. Судьба же этого несчастного предписывала ему деревянные стенки гроба прямо завтра из-за голода, который был неотступным спутником этого несчастного. Раздвинув длинный подол своего подрясника, святитель вынул тряпичный кошель, который звякнул у него в руке. Подойдя поближе к нищему, Святитель протянул ему свой кошелёк. Бедняк привстал и хотел уже кинуться в ноги Святому, но Святитель быстро удалился. «Может быть, этот человек сможет на эту малую сумму денег вернуться в свой дом, из которого он так легко ушёл, бросив семью и детей, чтобы насладиться вольной казацкой жизнью», - подумал Святитель.

Теперь Святой направился в свою келью, где мог переписать все размышления дня в толстую кожаную тетрадь, в которой вел записи. Монастырская дорога шла мимо скотного двора, прозрачный воздух был наполнен прекрасным запахом деревенской жизни. На обширной территории скотного двора и далеко вокруг никого не было видно. Здесь было слышно много разных шумов и звуков: мычали белобокие с чёрными пятнами коровы; кудахтали пёстрые куры; петухи, взлетая на забор, оповещали всех о конце дня; белые и серые козы переговаривались между собой весёлыми голосами. Только бык, который не любил шуметь, тихо и величественно вкушал высушенную солнцем траву у забора.

Проходя мимо, Святитель засмотрелся на всю эту жизнь, но увидел в этом не только добро, но и малые проблески греха. Впоследствии в кожаной тетради появилась еще одна запись: «Какое в скоте примечается злонравие, такое есть и в человеке. В скоте видим самолюбие, как сам один хочет из кормушки поесть, всё со скоростью хватает и ест, а других не пускает и отгоняет, так и человек хочет, чтобы ему было хорошо, а другим людям он добра не делает – это и есть скотское самолюбие». (Отрывок из 70 поучения книги Святого Тихона Задонского).

Оглянувшись, Святой Тихон увидел, что тёмные сумерки уже совсем сгустились, и ночь разожгла яркие костры звёзд в чёрной небесной синеве. Святитель поднялся и продолжил свой путь. Вернувшись в келью, он встал на долгую ночную молитву.

Я думаю, что примерно так Святитель Тихон писал свою удивительную книгу «Сокровище духовное». Возможно, я ошибаюсь, и многое, что я написал - это просто моё воображение и фантазия, но я точно знаю, что Святой хотел донести до людей мысль, что нужно вспоминать о Боге всегда, даже глядя на знакомые вещи нашего мира.

Игра.

Я смотрю в окно автомобиля, мимо летят зелёные деревья, купающиеся в солнечном свете реки, золотые поля с наклонившейся под ветром пшеницей. Быстроходные машины и тяжеловесные фуры проносятся навстречу и устремляются каждая в свою даль, где их ждут приключения, а, может быть, и дом с тёплым приёмом.

А я точно знаю, что меня ждёт в близком будущем очень весёлая жизнь, ведь я еду в Крым, где меня поджидает белый песок, яркое солнце, синее море, которое я так люблю.

На мягком сиденье я встал на колени. Немного скучно, не почитать ли книгу, которую я взял с собой. Засунув руку за заднее сиденье, я нащупал переплет и потянул. Книга не поддавалась.  Сильнее, сильнее, и вот она уже у меня в руке…. Но что это? Нет, не моя это книга. Читаю название - «Сокровище духовное». О-о-о! Если про сокровище, наверное, интересная. Открываю первую страницу.

Шло время. Я читал текст, в котором про сокровище, увы, не было ни строчки. И хоть до пиратов я все же не дочитался, но через полчаса я уже забыл про свои ожидания. И не зря, совсем не зря книгу назвали «Сокровище духовное». Сокровища я все-таки нашел!!! Перелистнув страницы назад к обложке, я посмотрел автора. Красивыми славянскими буквами было выведено: «Иже во святых отца нашего Тихона Задонского».

Придвинувшись к младшему братишке, я сказал ему: «Тишка, смотри, книга твоего Святого!»

Братец не отозвался, он был занят своим ремнём безопасности, который слишком сильно затягивался и мешал ему играть в солдатиков. Говорить в машине было не с кем, ещё все спали, кроме нас с Тихоном. Не спал, конечно, папа за рулём, но папа не любит, когда его отвлекают, да и сидели мы на третьем ряду – далековато от водителя.

Я отложил книгу и, примостившись поудобнее, опять стал смотреть в окно. Спать уже совсем не хотелось, ведь мои мысли были связанны с той необычной книгой, которую я читал недавно. Я подумал: «А если мне тоже придумать что-нибудь о современных явлениях и предметах». Я глянул в окно. Взгляд не зацепил нечего на дороге, дорога была пустынна. Всмотревшись вдаль, я увидел разгоравшийся рассвет. Яркие лучи солнца прекрасно начинали освещать всю долину, через которую мы проезжали. Жёлтый диск разгорался на глазах. Сначала было видно его верхушку, потом середину, и уже через несколько минут всё солнце во всей своей красе заблистало над миром!!!  «Рассвет!!!» - воскликнул я мысленно.

Сосредоточившись, я придумал вот что: рассвет окрашивает и небо, и землю в свой цвет. Лишь те места, которые не освещены солнцем, остаются темными. Так и человек, если он не прячется от Бога, то становится светлым. Сам Бог его украшает!

Мой взгляд привлекла машина за окном. Её фары светили особенно ярко, прямо мне и папе в глаза. Зажмурившись, я пробурчал себе под нос: «Вот невнимательный, дальний свет не выключает, не знает что ли?» Проехали непутевого водителя, но мысли о фарах не покидали меня. И опять я стал придумывать, как соединить свет фар машины с мыслями о Великом и Вездесущем Боге, как учит Святитель Тихон. И вот что пришло мне в голову: машина едет по дороге, а человек идёт по дороге жизни, фары для машины - это свет, а для человека свет - это Церковь Божия. Фары освещают все ямки на дороге, все опасности. Церковь помогает не ошибиться в жизни, наставляя и поучая нас. Без фар машина врежется, без Церкви человек пропадёт.

И опять мне стало радостно – получилась умная игра.

А ведь так можно поиграть с братишкой, проверю-ка я его на сообразительность. Тут и братцу надоело возиться с ремнем. «Поиграй со мною, а…», – заныл, как всегда, Тишка. Придвинувшись поближе, я сказал шепотом, чтобы не разбудить спящих. «Давай поиграем в игру по книге твоего Святого Тихона Задонского!» А мой братик очень любит играть в солдатиков и сочинять про них разные истории, добавляя в сюжет любимых героев из книг и мультфильмов. «Ну, нет…. Давай в нормальную игру. Вот смотри, этого солдатика зовут Иван». «Тишка, да это очень интересная игра, тут надо придумывать маленькие интересные рассказики. Вот, смотри, например…» Я указал на папу и сказал: «О чём ты, Тихон, думаешь, когда смотришь на руль?» «М-м-м, о том, что я тоже хочу рулить». «А как можно соединить мысли о руле и Боге?» Тихон очень смешно приподнял одну бровь, так он любит делать, когда что-то не понимает. «Ну вот, смотри,» - я подумали и сказал: «Руль - это важная часть машины, и если вдруг что-то повредится и машина перестанет слушаться руля, то она врежется и погибнет. Так же и в человеке есть важная часть - это разум, и если не поддаваться разуму, который говорит: «Не делай этого - это плохо», а делать, что хочешь, то в рай не попадешь».

Я взял его руку и показал на солдатика. «А если о солдатской твоей любимой теме поговорить…» «О-о-о, точно, давай!» – крикнул Тихон так, что все, кто сидели впереди зашевелились и начали просыпаться. «Солдатик – это воин. Воин сражается за правду. И мы тоже должны в жизни сражаться за Бога. А это очень и очень непросто. Надо вооружиться, чтобы победить. У воина оружие – нож, ружье, автомат. А у нас оружие – молитва».

Это придумал папа. А потом стали играть все.

***

Ночь, тихая пора, когда неизвестные и порой странные звуки окружают нас в благоговейной темноте. В одну из таких тёмных ночей наша машина въехала во двор большой многоэтажки. Запах моря наполнял всё вокруг, и сонное переплетение мыслей как ножом прорезала одна яркая мысль: «Ура! Мы в Крыму! На море! Завтра мы пойдём купаться»!

Вдруг Тихон, который ни разу в жизни не был в южных странах, схватил маму за руку и прошептал: «Мама, я боюсь, там чьи - то огромные тени». Он указал на большие чёрные силуэты, они качались под ветром и были похожи на руки великана, указывающие в небо. «Да ведь это кипарисы, деревья», - сказал мой старший брат Иван - «Как давно мы их не видели! Тихон, а ведь ты точно заметил, кипарисы как руки, которые стремятся задеть небеса».

«Все ветки кипариса тянутся к солнцу и стремятся ввысь, так и человек должен тянуться к небу, чтобы спастись и попасть в рай», – это придумал мой старший брат. После этого все поднялись на наш этаж, в квартиру, и легли спать.

***

«А-а-а-а», – раздался крик Тихона. Он пулей вылетел из воды, впервые увидев волну, которая пыталась схватить его за ещё не загорелые пятки. Все засмеялись, а он, сделав обиженное лицо, сказал: «Чего смеётесь, такая утянет туда, где я не достою!» «Такая-то утянет,» – с доброй насмешкой сказал я, глядя на маленький пенный гребешок, и повторил: «А ведь волна может утянуть человека, как грех!» И, быстро соединив образы и мысли, я придумал: «Волна – как грех, который может накрыть человека и унести в пучину, но человек может спастись, если будет держать в руках спасительную верёвку молитвы, сплетенную из веры, надежды и любви».

***

После купания мы пошли домой, чтобы переодеться. Наш дом стоял на вершине горы, и поэтому идти надо было все время в гору. На середине пути Тихон развеселился, он стал улыбаться и махать ручкой в разные стороны. «Тихон, не вертись, и так тащить тебя наверх тяжело, а ты ещё крутишься», – сказала строго мама и ускорила шаг. «Я не верчусь», – ответил Тишка – «я махаю в ответ вон тем лапам, которые мне машут». И он указал на кактусы и вправду похожие на лапы с пальцами. Они росли по всем сторонам дороги. Кактусы были такие смешные, казалось, что и вправду они машут проходящим мимо людям. «Это не лапы, а растения и, кстати, они только с виду дружелюбны, потому что у них колючие иголки по всей поверхности», – сказал ещё один мой брат Георгий. А мама, улыбнувшись, сказала: «Я придумала ещё одно поучение - про кактусы». Кактус можно сравнить с человеком, который много грешит и уже погряз в грехах. Многие могут подумать о нем, что его душу уже не спасти, но если человек покается пред Богом, то милосердный Бог его простит, и человек преобразиться, «зацветёт» как кактус, который зацветает всегда неожиданно - раз в несколько лет.

***

Главной преградой у нас на пути был камень, лежавший на узкой тропинке, не давая людям пройти. Перелезать никому, кроме меня, не нравилось, и поэтому мы часто ходили другой дорогой. Сегодня же, чтобы сократить путь, мы решили пойти по этой узкой тропинке. Все уже готовы были преодолеть каменную преграду, но, подойдя, мы увидели такую картину: несколько мужчин с отбойными молотками и огромными кувалдами почти расчистили всю тропинку, и от камня на дороге лежали только мелкие крошки. «Спасибо вам», - поблагодарили мы рабочих и пошли дальше. «Вот молодцы», - сказал папа и добавил – «у человека в жизни часто есть преграды – камни греховные. И каждый человек должен иметь с собой молитвенный молот, чтобы сломать их».

***

Так в это путешествие родилась наша семейная игра по творениям святого Тихона Задонского. У нас большая семья: мама, папа, пять братьев и одна сестра. Самые удачные примеры я записал, чтобы запомнить.

Когда мы поднимались на опасный перевал «Ай – Петри» и ехали по серпантину, где отвесные обрывы уходили вниз, мама рассказала нам ещё одно поучение. «Каждый человек идёт по дороге жизни. Иногда эта дорога меняется: то она трудная, то с радостями. А есть в жизни отрезок дороги - серпантин, где человек может сорваться и пасть вниз, но если молиться, то на краю пропасти нас будет хранить ограда молитвы».

***

Когда над морем поднялась гроза и волны не давали купаться, Тишка придумал: «У каждого человека жизнь переменчива, как морская погода, но все люди должны стремиться успокоить в себе бурю и наводить штиль».

***

Покупая бабушке подарок, сестра тоже включилась в игру: «Торговцы раскладывают товар выгодно для покупателя, предлагают, нахваливают. То есть всё время действуют. Так и человек должен действовать, чтобы его заметил Бог, а не прятаться в тени, не сидеть «сложа руки». И в Евангелии говориться: «Вера без дел мертва».

***

Чеховская бухта. Когда-то Антон Павлович купил в Гурзуфе небольшую дачку. Сейчас там музей. Это место особенно красиво, так как Чехову досталась с дачкой собственная бухта. И сидя на камнях, на которых сидел великий русский писатель, я подумал: «Бухта – это место, защищенное от ветра. Туда устремляются корабли в шторм. А мы при буре душевной должны стремиться в Церковь».

***

Когда мы проходили по причалу, группа аквалангистов спускались в воду, и ещё один мой брат Сергей придумал такое поучение. «С помощью акваланга человек может спуститься на большую глубину и открыть для себя другой, подводный мир. Также если человек будет молиться, то с молитвенной помощью попадёт в вечную жизнь».

***

Путешествуя по Крыму, мы заходили в Храм – маяк Святителя Николая, где все вместе придумали вот что: «Маяк, как старший брат, который указывает путь младшему, и, если слушаться старших, всё будет хорошо, а если нет, разобьёшься о скалы, как корабль, который в шторм не плывёт по указанному маяком курсу».

Однажды в городе Симферополе Тихон упросил маму купить ему морскую раковину, и, приставив её к уху, прошептал: «В раковине хранится шум моря, и где бы ни был человек, приложив раковину к уху, он услышит морской прибой. В сердце человеческом также должна слышаться любовь к Богу, где бы он ни находился».

А папа купил в Крыму себе шляпу и сказал: «Шляпа спасает от жары, от гнева солнца. Это человеческая хитрость. Но от гнева Божия хитростью не спастись».

***

Один раз я забыл ласты и на все утешения отвечал: «Ласты – это приспособления человека для плавания. Небольшая хитрость, придающая человеку скорость. Плывет человек по морю житейскому и, чтобы переплыть большое расстояние, использует ласты. И нам в жизни нужны такие палочки - выручалочки, например, трудолюбие».

Конец путешествия.

Яркое солнце сильно грело мне плечи, когда я поднимался на невысокий подъём ровным шагом. Уже был виден наш дом и даже окно и балкон, на котором можно было разглядеть чью-то застывшую в созерцании фигуру. Резко поменяв направление и свернув вправо на мою секретную улочку, я исчез в тени ближнего дома. Мне было интересно бродить по окрестностям в одиночку, находить новые места, проходить по неизвестным улочкам и смотреть, куда они приведут. И вот я шёл на моё любимое место, чтобы в последний день попрощаться со всем городком Гурзуфом и тёплым Крымским морем, которые оказали нам своё гостеприимство. Вот твёрдый асфальт перешёл в сыпучий каменистый подъём. Подняться наверх было нетрудно и, быстро взбежав туда, я увидел весь морской простор и долину с высокими отелями и маленькими домиками. Здесь все было уже знакомо. Но в это лето я читал открывшийся мне вид, как страницу великой Божьей книги. Вот кипарисы, что учат человека молитве. Вот море, которое учит радоваться тишине в сердце. Вот набегают на берег волны и учат не сдаваться при трудностях жизни. И научил меня этому святой Тихон Задонский.  

И вот мы дома. Видим просторы с новыми деревьями, овражками, перелесками, горками и ручейками. Это новая страница Божьего мира, и чтобы её прочитать, надо ещё о многом подумать.

Теги: Все новости раздела »



Новости по теме

31 марта 2017г.
28 марта в Белом зале Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл возглавил торжественную церемонию награждения победителей Международного детско-юношеского литературного конкурсе им. И.С. Шмелева «Лето Господне».