Актуальная аналитика

«Фанар легализует раскол» 168

12 октября 2018г.

Пресс-секретарь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков дал интервью телеканалу «Спас» относительно постановления Синода Константинопольского Патриархата.

 

— То, что мы читаем сейчас в интернете, не поддается никакому осмыслению, потому что ты не можешь понять ни логику, хотя можешь дальнейшие действия предугадать и понять, куда это всё ведет. Константинопольский Патриархат продолжает процесс о предоставлении томоса — это первая главная новость. И Синод Константинопольского Патриархата снял анафему с Филарета и с Украинской Автокефальной православной церкви. По сути, сейчас, когда он предложил вернуть Киевскую митрополию под юрисдикцию Вселенского Патриархата, здесь ставится под сомнение очень много вещей.

— По сути, сейчас мы находимся уже перед самой красной и последней крайней чертой. Фактически можно назвать то, что сегодня было принято на Синоде Константинопольской Церкви, легализацией раскола. Мы отчетливо и совершенно точно видим, что Константинопольский Патриархат не остановился в своих решениях, не одумался, и все те многочисленные голоса, которые были слышны очень громко со всех сторон мирового Православия, к сожалению, не были услышаны в Стамбуле. Сегодня Константинопольский Патриархат принимает катастрофические решения, в первую очередь для себя, и вообще для всего мирового Православия.

— Чем это грозит Константинопольскому Патриархату в первую очередь? Начнем с этого.

— Я думаю, в первую очередь эта легализация раскола, о которой мы сейчас уже можем открыто говорить, которая станет следствием тех решений, которые были приняты сегодня, повлечет за собой следующие очень печальные шаги, которые вынуждена будет сделать Русская Православная Церковь в связи с разрывом евхаристического общения, и в связи с другими решениями, которые будут приняты. Но, конечно, в первую очередь это трагедия для всего мирового Православия, которая уже сейчас возникла. Сейчас уже мы видим, что этот раскол начинает возникать. Конечно же, как я уже сказал, Константинопольский патриархат перешел эту красную черту, и не по нашей вине, не по вине Русской Православной Церкви, которая на протяжении всех последних лет, всех последних месяцев, всего последнего времени пыталась найти пути взаимодействия с Константинопольским Патриархатом. Святейший Патриарх Кирилл предпринял личное действие и направился в Стамбул, для того чтобы глаза в глаза поговорить со своим константинопольским собратом и найти какие-то пути взаимодействия.

— Отец Александр, по какому праву патриарх Варфоломей принимает это решение, учитывая, что он не главный, он не глава, как у католиков, который имеет полноту власти — он всего лишь первый среди равных?

— Абсолютно.

— На каком основании он принимает решение таким образом?

— Никакого мандата на принятие единоличного решения со стороны всего мирового Православия никогда не было отдано Константинопольскому Патриарху. Это та функция, которую Константинопольский Патриархат самостоятельно присваивает себе, эта та функция, которая не свойственна, в принципе, никакому православному Предстоятелю. Это всё то, что отдаляет от Православия, от православного понимания Церкви и иерархии Константинопольский Патриархат.

— Отец Александр, к сожалению, ситуации раскола были в истории православной Церкви. Обычный механизм в ситуациях, возникших сейчас, он каков?

— Все же мы не можем говорить об обычности механизма, потому что ситуация, с которой мы сейчас сталкиваемся, абсолютно беспрецедентна и абсолютно для всех нова, и здесь нет каких-то схематических решений, инструкций, каких-то действий, которые можно предположить. Но совершенно точно, что это легализация раскола, совершенно точно, что это полный разрыв с традицией и с восприятием церковности. Это все, что делает сейчас, предпринимает сейчас Константинополь, нанесет катастрофический вред, в первую очередь для православных на Украине, потому что сейчас начнется что-то страшное.

— Мы понимаем, что когда было объявлено о том, что была снята анафема с Филарета, мы можем еще раз напомнить, кто такой Филарет, и почему на него была наложена анафема. Напомним, отец Александр?

— Да, конечно, давайте. Местоблюститель патриаршего престола митрополит Филарет был и также митрополитом Киевским, который, разорвав все отношения со своей матерью Русской Православной Церковью, поддавшись политическому давлению со стороны новообразованных властей на Украине, вынудил Собор Русской Церкви сначала лишить его сана, затем предать его анафеме. Эти действия были ответом на те отвратительные антицерковные действия, которые предпринимал тогда еще митрополит Филарет, представитель Украинской Церкви, для того чтобы создать некоторую самостоятельную церковную структуру, неканоническую структуру на Украине. Результатом, следствием этих действий стала его анафема. Теперь Константинопольский Патриархат как бы возвращает обратно его из схизмы, из раскола, но абсурдность такого рода действий очевидна любому человеку, даже находящемуся вне контекста церковного, религиозного. Это вне контекста нормальных логических представлений, потому что некое запрещение, которое было наложено одним, не может быть возвращено другим.

— Отец Александр, можно предположить, что снятие анафемы с Филарета Константинопольский Патриархат рассматривает его в качестве…

— Константинопольский Патриархат, насколько понятно, рассматривает и Филарета (Денисенко), и главу другой части раскола Макария в качестве своих визави на Украине.

— То есть глав будущей автокефальной Церкви?

— В качестве тех людей, с которыми дальше Константинопольский Патриарх будет иметь дело в пути своего создания некоторой новой церковной структуры на Украине. Грубо говоря, люди были Церковью осуждены, и это осуждение приняло все мировое Православие, в том числе, и Константинопольский патриархат. Извещение об анафеме и о лишении сана было разослано тогда еще, в 90-е годы, всем поместным Церквям, это решение было всеми акцептовано и принято, в том числе Константинопольской Церковью. Теперь, для того чтобы эти люди стали рукопожатными для Константинополя, эту руку сначала Константинополь вытирает салфеткой, а затем будет ее жать.

— То, что касается митрополита Онуфрия — что будет с ним?

— С ним и со всей канонической Украинской Православной Церковью все обязательно будет хорошо, потому что на нашей стороне правда, на нашей стороне истина, и миллионы православных верующих Украины знают, что они объединены вокруг своего Предстоятеля, блаженнейшего Онуфрия, который, как скала, как глыба вбушующем море стоит и собирает вокруг себя свою паству. Вся Русская Православная Церковь во главе со Святейшим Патриархом Кириллом молится ежечасно, ежедневно о дальнейшем будущем Украинской Церкви, чтобы Господь устроил и управил в этом море все то, что происходит сейчас.

Но вместе с этим надо сказать еще одну важную вещь, связанную со всеми действиями и теми решениями, которые предприняты сегодня в Константинополе, в Стамбуле — окончательную оценку всего того, что было принято сегодня, даст Священный Синод Русской Православной Церкви, который соберется на своем очередном заседании в Минске в понедельник. Именно постоянные и временные члены Священного Синода под председательством Святейшего Патриарха Кирилла оценят уже объективно, максимально глубоко и полно все те действия и решения, которые были приняты в Константинополе сегодня, и уже из этих решений Синода Русской Церкви мы в дальнейшем будем исходить.

— Отец Александр, Константинопольский Патриархат решил вернуть Киевскую митрополию под юрисдикцию Вселенского патриархата. Все люди, мало-мальски знакомые с историей, понимают, что в таком случае можно все что угодно сделать, не опираясь ни на какие документы. На чем они основываются, принимая такое решение? 

— Насколько нам известно, основываются там люди на некоторых документах, которые не имеют фактически никакой исторической силы и никакого реального значения, потому что они не основаны ни на фактах, ни на исторических источниках, а только лишь на очень странных и совершенно неадекватных измышлениях людей, которые и раньше никогда церковной историей в отношении Украины не занимались. Было просто кому-то поручено сфабриковать такую научно-подобную статью, для того чтобы было всем понятно, что Константинопольский Патриархат не просто так на основании своих нынешних политических воззрений действует на Украине, а имеет некоторый исторический фундамент. Это, конечно, абсолютно не так. Это грубое и совершенно неправомочное искажение церковной истории, реальность которой совершенно иная. Нашей Церковью предприняты значительные усилия, для того, чтобы в последние месяцы опубликовать весьма исчерпывающий набор документов, который говорит о реальной исторической картине, связанной с существованием Киевской митрополии, и о том, как всё было связано с предоставлением ей самостоятельности, и затем как эта Киевская митрополия стала Русской Православной Церковью.